Календарные заметки на 17 декабря: память святой великомученицы Варвары
Сегодня Церковь вспоминает мученический подвиг за Христа святой великомученицы Варвары.
Статья

Сегодня Церковь вспоминает мученический подвиг за Христа святой великомученицы Варвары. Обстоятельства ее жизни и кончины по причине значительного расхождения в показаниях источников остаются предметом дискуссий среди исследователей.

И прежде всего, трудно с определенностью установить время и место рождения, жизни и смерти святой. В своей статье о великомученице Варваре А.В. Бугаевский пишет: «В некоторых источниках утверждается, что Варвара пострадала в 237 г. при императоре Максимине (235-238)».[1] Однако, учитывая направленность преследований этого императора клириков и вообще особо почитаемых христиан, а также фрагментарность и слабость гонений в его правление[2], стоит поддержать предположение того же автора, что «возможно, под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (305-313) или император Галерия Максимиан (293-311), соправитель императора Диоклетиана».[3] К этому же периоду относят страдания и кончину святой Варвары западные мартирологи IX-X веков (хотя в Мартирологе Адона, вероятно, под «Максимианом» подразумевается не Галерий, а Геркулий, первый соправитель Диоклетиана и август Западной части империи); в Месяцеслове Василия II указывается даже год казни мученицы - 306.[4]

Во многих греческих изводах, в частности у Симеона Метафраста, а также в латинском житии местом кончины Варвары назван Гелиополь (город с этим названием известен в Египте и Финикии; у Метафраста буквально «Гелиуполь»[5]); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.)), в Мартирологах Адона и Узуарда (IX-X в.), и др. указана Тоскана. Думается, что из всех вариантов стоит отдать предпочтение Финикии; аргументы в пользу этой локализации будут приведены ниже в ходе анализа данных жития. 

Теперь проанализируем те фрагменты жития, которые присутствуют (пусть подчас в несколько разной последовательности и с привнесением разных второстепенных подробностей) во всех основных его изводах и редакциях. 

Из «Мученичества» неясно, когда и при каких обстоятельствах Варвара стала христианкой. Поздние версии жизнеописания с целью заполнить эту лакуну привносят в повествование рассказ о ее личном духовном обращении «через рассматривание творений».[6] Но более естественной кажется то, что она была обращена кем-то из христиан, близких к ее семье, намеки о чем имеются в некоторых изводах жития.[7]

Как рассказывается в житии, отец Варвары, желая сберечь имеющую крайне привлекательную внешность дочь, вероятно, от грязных посягательств и нежелательных знакомств, держал ее под замком; при этом не просто в доме, а в особой «башне». Впрочем, он довольно быстро обнаружил отрицательные последствия такой изоляции и вынужден был предоставить дочери, так сказать, свободу перемещения. В разных версиях жития по перечисленным пунктам имеются небольшие расхождения в деталях, но они не так важны для прояснения одного интересного момента. Имеется в виду «высокая башня», в которую Варвара была заключена. Греческое слово, которое здесь употребляется, - pyrgos - может означать иногда и одну из верхних комнат большого дома, где обычно располагались женские покои. Однако в житиях подчеркивается, что это была именно «башня», и башня высокая, в которой Варвара не жила, а находилась лишь временно. Вероятным ключом к разгадке этой несколько загадочной детали может служить свидетельство Лукиана Самосатского о существовании в финикийском Гиерополе при храме богини плодородия Астарты (называемой Лукианом также Герой) двух 40-метровых башневидных фаллосов, посвященных богине.[8] Понятно, что связаны они были с представлениями о мистическом браке между Астартой и Ваалом, что служило источником весеннего оживания природы и плодоношения земли, животных и людей. В рамках культа богини существовал обычай, когда раз в год на период семидневного праздника в честь Астарты, кто-то из людей взбирался на один из фаллосов (не совсем понятно как это происходило; возможно, это был кто-то из жрецов или жриц) и совершал ходатайственные молитвы обо всей Сирии (в которую входила Финикия как часть провинции).[9] То есть можно предположить, что отец Варвары понуждал (может быть в исполнение некоего обета) дочь к совершению указанного ритуала. Также не исключено (хотя у нас в наличии имеются довольно скудные данные), что Варвара была жрицей Астарты (точные функции, условия и срок служения этих жриц остаются неизвестными).[10] Вполне логично допустить, что в обязанности жрицы могла входить и священная проституция, как это было принято в месопотамских культах. Тогда становится понятным мотив категорического отказа Варвары от «брака»: за этим могло стоять ее нежелание (скорее всего, уже после обращения в христианство) «сочетаться с Ваалом» и тем самым предоставлять священно-сексуальные услуги жертвователям храмов. Также если Варвара жрицей не была и быть не собиралась, ее отказ можно объяснить уклонением от установленной обычаем обязанности финикийских девушек приносить в жертву Ваалу и Астарте свое целомудрие в рамках празднований в честь этих божеств. О существовании последнего обычая есть однозначное свидетельство у того же Лукиана Самосатского.[11] Кстати, и в имени «Варвара», очень необычном для греков, можно увидеть искаженное «Батваал» (арам.), то есть «дочь Ваала», или «Батввалат» (арам.), то есть «дочь жены Ваала». Такие и подобные имена носили многие члены знатных сирийских семей.[12] Все приведенные выше рассуждения и предположения свидетельствуют о возможности финикийского происхождения Варвары, о чем уже упоминалось ранее.

Кроме того, приведенная нами сравнительно-религиоведческая интерпретация делает более понятным и поведение отца Варвары, Диоскора. Если предложенные только что наблюдения отражают действительное положение дел, то Диоскор предстает типичным религиозным фанатиком; а благоприятной средой, питавшей его фанатизм, могли быть неистово-оргиастические культы Сирии и Финикии, хорошо сочетавшиеся с горячим темпераментом восточного человека. Отсюда и его готовность собственноручно убить свою дочь за отказ от отечественных богов, а вместе с тем и та легкость, с которой он сдает ее на суд местной администрации, осудившей девушку после длительных пыток на смерть. Фольклорный мотив, появляющийся в повествовании об отношениях отца и дочери - бегство и спасение Варвары в расселине чудесно раскрывшейся скалы - является довольно распространенным в сказках, где он представлен обычно в виде содействия природных сил положительным героям сказок (впервые этот мотив в христианских письменных памятниках встречается в сказании «Протоевангелия Иакова» о бегстве праведной Елизаветы, жены праведного Захарии, с младенцем Иоанном в пустыню от Ирода, глава 22. С богословской точки зрения он смотрится в житии мученицы вполне уместным, как символ божественного содействия христианке, проявляющегося через природу, подчиненную Богу. Вместе с этим за указанной фольклорно-символической подробностью мог стоять библейский образ Бога как скалы и как места прибежища и спасения (ср. Пс 17:3; 45:2 и др.). 

Согласно «Мученичеству», Варвара была подвергнута вполне обычным для того времени пыткам (бичевание, пытка огнем, растягивание на дыбе). Однако довольно изуверской даже для римского правосудия периода домината кажется экзекуция с отрезанием грудей. Вполне возможно, что это более поздний, привнесенный элемент, при помощи которого редактор повествования о страданиях стремился усилить у читателя и слушателя впечатление ужаса и омерзения от всего, совершаемого над святой мученицей. 

Таким образом, помещение описанных событий в предполагаемый изначальный контекст, в течение веков переписывания «Мученичества» изрядно подзабытый, позволяет нам, хотя и гипотетически, реконструировать весьма правдоподобную картину некоторых подробностей жизни и обстоятельств страдальческой смерти святой Варвары. Реалистичность же жизнеописания и мученичества святой делает ее для нас, людей современности, более близкой и понятной. Центральным же чудом, неподдающимся никакому объяснению с позиций здравого смысла, но заставляющим нас неизменно удивляться христианскому мужеству и убежденности совсем молодой девушки, остается ее дерзновение и стойкость, которые она проявила и с которыми завершила свой столь недолгий земной путь.


[1] Certamen sanctae et gloriosae magnae martyris Christi Barbarae // PG. Vol. 116, col. 304

[2] Варвара // Православная энциклопедия, т. 6. - М., 2004. - С. 558-563. - http://www.pravenc.ru/text/154091.html.

[3] См. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. - М., 1994. - С. 115-116.

[4] Бугаевский. То же.

[5] Данное указание Месяцеслова приводится по: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. III. - М., 1997. - С. 493.

[6] См., например, в версии жития великомученицы свт. Дмитрия Ростовского.

[7] Бугаевский. То же.

[8] О Сирийской богине 15-16.

[9] Из лекций известного религиоведа, доктора исторических наук, профессора МГИМО, А.Б.Зубова по Истории религии в РПИ ап. Иоанна Богослова в 2002-2003 учебном году

[10] Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Т. 1. - М., 1992, - С. 241, 245.

[11] О Сирийской богине 7.

[12] Иллюстрированная история религий в 2-х томах. Т. 1, с. 237.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9