В Северной столице представлены шедевры древнерусского искусства
События

Первоначально памятники церковной старины, переданные впоследствии в Русский музей, хранились в Музее христианских древностей Императорской Академии художеств. Появление же последнего в культурном пространстве Российской империи произошло благодаря концепции создания Российского национального музея, разработанной вице-президентом академии князем Григорием Гагариным. В 1855 году Гагарин изложил свои мысли в докладной записке, адресованной президенту академии великой княгине Марии Николаевне, а в феврале 1856 года – включил в рапорт об учреждении класса православного иконописания ходатайство о выделении денежных средств на приобретение «образцов византийской живописи и древнего греческого ваяния». Помимо подлинников, князь, исходя, вероятно, из предполагаемых финансовых возможностей, предлагал включать в собрание и достойные оригиналов копии. Первыми экспонатами коллекции икон стали иконы, преподнесенные в дар только что образованному музею его отцом-основателем. 

В дальнейшем собрание пополнилось предметами церковного интерьера, например, резным амвоном и медным паникадилом, привезенными из Софийского собора города Новгорода первым хранителем музея, «первопроходцем русского стиля» художником и архитектором Алексеем Горностаевым. С легкой руки Горностаева, после обследования им состава «раскольничьего кабинета» Министерства внутренних дел Российской империи, в музей «откомандировали» предметы культа, конфискованные у старообрядцев. Отдел византийских икон, копий, зарисовок и фотографий афонских древностей возник в результате экспедиции на Святую гору Афон археолога и собирателя христианских древностей Петра Севастьянова.

Назначение на должность заведующего академическим музеем художника-любителя Василия Прохорова привело к образованию в пределах коллекции своего рода «музея русского быта». Так как замысел Прохорова был рассчитан на расширение собрания за счет «памятников по всем отраслям русского искусства и быта народного». Данное решение стало «роковым»: целостность коллекции была утрачена, и именно этот факт явился в свое время причиной ликвидации музея в стенах Академии художеств.

В 1897 году на основании специального решения собрание древнерусских памятников было перемещено в Русский музей императора Александра III. Новый отсчет в «жизни» уникальной коллекции начался в XX столетии. 18 марта 1914 года в анфиладе зал правого крыла Михайловского дворца было торжественно открыто Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины, получившее имя императора Николая II, жертвовавшего немалые суммы на покупку новых экспонатов. 

Благодаря архивным документам на нынешней выставке воссоздан вид Древлехранилища образца 1914 года, а также собраны воедино шедевры, находившиеся в экспозиции в 1898 году.

http://www.newizv.ru/culture/2015-02-19/215219-hristianskie-drevnosti.html


Другие публикации на портале:

Еще 9