Из новейших открытий археологов ИА РАН: Л.А. Беляев, О.Н. Глазунова, М.А. Капитонова. Новые находки в Новом Иерусалиме
События

Часть колокола со сценой Воскресения

Большой фрагмент бронзового колокола (вес около 22 кг) несет иконную композицию «Сошествие во Ад» (православная иконографическая версия композиции «Воскресение»), выполненная в довольно высоком рельефе. Это правый нижний угол сцены, где изображены Святые жены-мироносицы, часть фигур Иоанна Предтечи (в традиционном рубище пустынника) и Иисуса Христа, попирающего врата Ада. Композиция выполнена в реалистической и экспрессивной манере европейского Барокко, заключена в простой картуш и, дополнительно, в сочно вылитый лавровый венок-медальон. 

С учетом: сведений об изготовлении колоколов для Ново-Иерусалимского монастыря в конце 1650-х годов, находки в 2010 г. горна для формовки и отливки крупных колоколов рядом с Воскресенским собором и, наконец, огромного диаметра найденного фрагмента можно предположить, что это часть неудавшейся отливки (по фрагменту проходит линия заусениц, оставшихся не срубленными; сама поверхность не заполирована) большого Воскресенского колокола (около 500 пудов), отлитого, в отличие от других колоколов монастыря, не Степаном Турчаниновым (он работал тогда как подмастерье, по-видимому, у европейского мастера). Согласно запискам голландского путешественник Никласа Витсена, кроме сцены Воскресения, на нем были изображены «Царь, его жена, сын и патриарх». Сложность и декоративный характер композиции сопоставимы с богатством барочного оформления сохранившегося «Трехсвятительского» колокола (вес ок. 100 пудов). Судя по месту находки (засыпка Больничных палат с Трехсвятительской церковью, не так уж далеко от «колоколенной ямы») и допуская, что две стороны фрагмента специально срублены под прямым углом, можно думать, что кусок спрятали сознательно, предварительно отрезав от более крупного фрагмента.

До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII – первой половины XVIII вв., известно не было. Эта находка – весомый вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, подтверждающий его безусловно европейскую иконографию.

Рис. 1. Фрагмент колокола.

 

Горны для обжига изразцов

Не менее интересны находки, связанные с системой из трех горнов для обжига изразцов, врезанных в склон монастырского холма. В этом центре новационного для Московии производства рельефных изразцов с многоцветной эмалевой поливой керамические печи открывались неоднократно, в том числе и нашей экспедицией. Но в первый раз мы видим не одну печь, а целый производственный комплекс: два больших горна одного размера, имеющие общую стенку (общий размер 385 х 347 см), и пристроенный к ним позже еще один, поменьше (150 х 176 см). Впервые сохранились не только топочные камеры (103/110 х 136/140 см и 126/127 х 156 см) и их перекрытие с соплами для горячего воздуха, но и нижняя часть обжигательных камер, до уровня купола (сохранность в высоту до 150 см). 

Горны интересны еще и тем, что в одной из обжигательных камер сохранилось заполнение на момент прекращения работ. Это ряды стоящих на ребре изразцов (возможно, оставленной в печи, или обрушенной в нее с борта в виде штабеля готовой продукции) в верхнем ряду, а в нижнем – аккуратно установленные рядом друг с другом, рельефом вниз, только что обожженные экземпляры. Вместе с тем, в верхней части заполнения горна отложились и более поздние керамические изделия, позволяющие говорить о последнем десятилетии XVII – первой четверти XVIII в. как о моменте полной заброшенности горна.

Среди десятков видов продукции, обнаруженной в горнах, внимание привлекают в первую очередь огромные архитектурные изразцы, образующие целые архитектурные формы классических типов: базы и пилоны с рельефным декором «гирлянды плодов и фруктов», полуколонны, обвитые гроздьями винограда; венчающие их коронообразные капители и многое другое. На некоторых встречена дата производства – 1690 год. Все изразцы прошли только первичный обжиг и не имеют следов поливы, однако в горнах проводился и вторичный обжиг – на поду одного из них остался толстый слой потеков поливы зелено-бирюзового цвета.

Не менее важно, что вместе с отходами производства и бракованными изделиями удалось впервые собрать множество экземпляров «печного припаса» – специальных подставок и креплений, которыми разделялись изразцы при обжиге. Важно, что это именно готовые, стандартные наборы: невысокие столбики, имеющие круглые плоские подставки и увенчанные тремя рожками (для опоры на них края румпы изразца). Столбики делали трех размеров: почти плоские, средней высоты и вдвое более высокие. Кроме них, в печной припас входили треугольные клинья, также заранее обожженные. Сколько нам известно, до сих пор в русском гончарстве до XVIII в. таких изделий не обнаруживалось. Вместе с ними найдены керамические «рассекатели жара», похожие на современные – в виде крупных мисок с большими круглыми отверстиями по всей поверхности.

Рис. 2. Общий вид производственного комплекса с горнами.

Рис. 3. Обжигательная камера с заполнением.

Рис. 4. Изразцовая колонка.

Рис. 5. Изразец с ангелом и чашей.

Рис. 6. Головы ангелов.

Рис. 7. Фрагменты изразцовой иконы.

Рис. 8.  Печной припас - клинья и рогатые подставки трех размеров.

http://www.archaeolog.ru/index.php?id=2&id_nws=273&zid=9


Другие публикации на портале:

Еще 9