Исламское сообщество России в 2007–2008 гг. — Часть вторая: Новые политические инициативы Совета муфтиев
Во второй статье, посвященной истории исламского сообщества России в 2007–2008 годах, Роман Силантьев рассматривает изменения, происшедшие в Совете муфтиев России в 2007–2008 гг., сопоставляя их с инициативами представителей российских мусульман в области государственной политики.
Статья

18 января 2007 года в истории Совета муфтиев России произошло знаковое событие — его председатель муфтий Равиль Гайнутдин впервые официально продлил свои полномочия. На прошедшем в Саратове выездном заседании Совета он был единогласно переизбран председателем Совета и воплотил в жизнь давнюю мечту — Р. Гайнутдин поделился ею с автором данной публикации ещё летом 2004 года — сократил число сопредседателей своей организации до четырех человек. Сроком на 3 года ими были избраны муфтии Нафигулла Аширов, Гусман Исхаков, Мукаддас Бибарсов и Нурмухаммад Нигматуллин, а другие сопредседатели Совета стали простыми членами этой организации[1]

На этом же заседании лидер ДУМ «Ассоциация мечетей России» муфтий Исмаил Шангареев был выведен из состава Совета «в связи с отъездом за границу». Действительно, весьма активный муфтий, некогда претендовавший даже на пост «верховного муфтия России», продолжал расплачиваться за свою базу по подготовке террористов, известную под названием «медресе "Аль-Фуркан" в Бугуруслане». Среди учебных заведений такого толка по количеству подготовленных боевиков оно могло соперничать только с лагерем «Кавказ» убитого эмира Хаттаба[2]

25 августа 2007 года в Бугуруслане прошел внеочередной съезд ДУМ «Ассоциация мечетей России» и входящего в его состав Центрального ДУМ Оренбургской области. Поводом для его созыва стало желание Исмаила Шангареева покинуть пост председателя. Делегаты съезда удовлетворили желание опального муфтия, избрав на пост председателя его заместителя Асхата Шафигуллина. При этом духовное звание муфтия за Шангареевым было сохранено пожизненно[3]

В своих бедах Исмаил Шангареев винил не только правоохранительные органы, посадившие в тюрьму его брата Мансура и прозрачно намекнувшие самому Исмаилу, что и его деятельность вызывает у них самый живой интерес. По его мнению, важную роль в его преследовании сыграли астраханский муфтий Назымбек Ильязов и председатель ДУМ Республики Татарстан Гусман Исхаков, а также все без исключения профильные чиновники Администрации Президента РФ. Шангареев решил отомстить и избрал для этого весьма оригинальный способ: его близкий соратник по правозащитной деятельности и по совместительству глава «Всероссийского фонда образования» Сергей Комков оперативно написал разоблачительную книгу «Ваххабит». Она была презентована в марте 2008 года при активном участии «верховного муфтия Азиатской части России» Нафигуллы Аширова и нового председателя «Российского исламского наследия» Шавката Аввясова, 20 апреля 2007 года сменившего на этом посту Хусаина Джабраилова. 

Сложно сказать, удалось ли Исмаилу Шангарееву отомстить всем своим обидчикам изданием тысячного тиража «Ваххабита», однако скандал этот труд вызвал серьезный. Вот как описывает содержание книги неизвестный автор статьи «Ваххомунизм», размещенной на портале «Инквизиция.org»: «Специально обученный российский ученый и правозащитник Виктор Петрович Воронцов приезжает в Дубай к своему давнему другу и соратнику Самигулле Ишангарееву. У Ишангареева горе — его старшего брата Мансура засадили в тюрьму “оборотни в погонах”, подкинувшие ему в валенок две гранаты, три обреза пневматических винтовок и подборку подрывной литературы. Понятно, что “закрыли” брата не абы как, а по наущению двух подлых муфтиев — астраханского Назима Ильясова (читай, Назымбека Ильязова) и казанского Артура Гусманова (Гусмана Исхакова), злые козни которых в отношении чистых и непорочных братьев Ишангареевых раскрываются в течение всей книги. По ходу развития повествования саспенс крепчает. Каждый встречный правоохранитель считал своим долгом выразить Воронцову-Комкову свою ненависть к “понаехавшим чуркам”, а высокопоставленный чиновник Администрации Президента по фамилии, естественно, Сырков, не стесняясь, называет их “мусульманскими рожами” и обещает своему подчиненному по фамилии Островнов проблемы в случае, если — цитата: “эти нехристи обосрут нам всю малину с визитом президента на ассамблею ОИК”. Подавляющая часть выписанных автором российских госчиновников, включая Первое Лицо с часами на правой руке, а также муфтиев и милиционеров предстает перед читателем сборищем откровенных упырей в пиджаках, мундирах и чалмах»[4]

Таким образом, представители Совета муфтиев России и аффилированного с ним «Российского исламского наследия» прямо солидаризировались с откровенно антиправительственным агитационным материалом, что вместе с заявлениями саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова о фальсификации результатов президентских выборов 2008 года опять поставило на повестку дня вопрос о лояльности структуры Равиля Гайнутдина по отношению к действующей власти[5]. Впрочем, главный скандал вызвала даже не сама книга, а ее презентация, во время которой Нафигулла Аширов в очередной раз нелицеприятно отозвался о евреях, чем спровоцировал третий и самый серьезный конфликт между Советом муфтиев и еврейской общественностью России[6]

Тем не менее до президентских выборов 2008 года Совет муфтиев старался не вступать в конфронтацию с властями и позиционировал себя как всецело проправительственную организацию. В марте 2007 года представительная делегация Совета муфтиев во главе с Равилем Гайнутдином и Абдул-Вахедом Ниязовым посетила все республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовскую область, повстречавшись с местными мусульманскими и политическими лидерами. Это турне было призвано показать, что влияние Совета муфтиев в полной мере распространяется и на зону юрисдикции Координационного центра мусульман Северного Кавказа, однако его главным событием стал лишь очередной скандал вокруг строительства православного храма в Беслане[7]. Заявления Гайнутдина против строительства храма на месте школы №1 в Беслане вызвали тогда резко отрицательную реакцию православных Северного Кавказа, а управляющий Ставропольской епархией епископ Феофан призвал муфтия «уважать мнение большинства»[8]

В преддверии парламентских выборов Совет муфтиев России и союзные ему структуры традиционно проявили наибольшую активность на этом поприще. Председатель Попечительского комитета Совета, авторитетный в определенных узких кругах бизнесмен Фарит Фарисов, попробовал баллотироваться от «Справедливой России», заняв первое место в ее региональном списке от Чечни. Другой близкий к Совету муфтиев России банкир Адалет Джабиев стал членом «Союза правых сил», получив первое место в региональном списке по Пензенской области. Его уход в политику явно стал следствием лишения в конце 2006 года лицензии основанного им «Бадр-Форте-Банка», за неоднократные нарушения закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»[9]. Никто из них в Думу не прошел.

 

Третьим «мусульманским» кандидатом оказался президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов, решивший не изменять своим принципам и сохранить верность «Патриотам России». В их списке он занял первое место по Республике Татарстан. Конечно, никаких шансов вновь стать депутатом Госдумы у Ниязова не было, однако благодаря муфтию Равилю Гайнутдину он смог найти для себя новую перспективную нишу в политике.

 

18 ноября 2007 года на очередном заседании Совета муфтиев России была поддержана инициатива Исламского культурного центра России по созданию Общественного движения «Мусульмане в поддержку президента Путина» и муфтий Равиль Гайнутдин «благословил Абдул Вахеда Ниязова — президента ИКЦ — общественного крыла СМР организовать это движение и обеспечить его вхождение во Всероссийское общественное движение в поддержку президента Путина»[10].

 

Нельзя сказать, что это решение порадовало всех членов Совета муфтиев. Многие из них хорошо помнили, что в 1991 году Ниязов попытался выгнать Равиля Гайнутдина из Соборной мечети и расколол Исламский культурный центр, а в 1994 году московский муфтий даже пожаловался вице-премьеру Сергею Шахраю, что Ниязов, «прибегая к различного рода махинациям и закулисным интригам, используя в своей неблаговидной деятельности финансовую поддержку различных зарубежных исламских центров, уже не первый год пытается создать параллельную религиозную структуру в обход официальных религиозных каналов», а также «крайне негативно воздействует» на Духовное управление мусульман Европейской части России[11].

 

Впрочем, как рассказал автору этих строк один из участников заседания, Равиль Гайнутдин быстро успокоил недовольных, подчеркнув, что со временем Абдул-Вахед Ниязов исправился, стал помогать Совету муфтиев деньгами, например, спонсировал его собственную поездку в Китай, в связи с чем ему можно доверить всю общественную и политическую сферу деятельности Совета муфтиев. После этого председателю Совета муфтиев остается только убедить в благонадежности «исправившегося» Ниязова партию власти и Администрацию Президента.

 

Следует заметить, что идея активно призвать действующего президента остаться в политике была придумана не Гайнутдином, а его бывшим учителем и наставником Талгатом Таджуддином. «Мы надеемся, вы и дальше останетесь в политике, в политической жизни. Это желание многих наших соотечественников. В какой мере это будет — будущее покажет», — заявил глава Центрального духовного управления мусульман России на встрече с В.В. Путиным 8 ноября. С Таджуддином полностью солидаризировался и лидер мусульман Северного Кавказа муфтий Исмаил Бердиев, заметивший, что «я раньше уже выступал и говорил о том, что вам уходить нельзя. Сейчас мы видим, что вы намерены остаться в политике, и это нас радует. Поверьте, на Кавказе вы всех обрадовали»[12].

В 2007 году представители Совета муфтиев вышли еще с одной интересной политической инициативой. 18 ноября 2007 года на очередном заседании Совета было принято решение об учреждении Научного и богословского совета (Совета улемов) при СМР. Разработать положение о совете (правда, в сотрудничестве с первым заместителем председателя ДУМ Республики Татарстан Валиуллой Якуповым) было поручено лидеру ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области Умару Идрисову, который наиболее активно лоббировал его создание еще с 2005 года[13]

По всей видимости, Идрисов решил реализовать в России югославский вариант управления мусульманской общиной, который предполагает подчинение региональных муфтиев главе Совета улемов — раис-уль-улему, чей пост сейчас занимает сараевский великий муфтий Мустаф Церич. В случае успеха этой инициативы именно Идрисов смог бы стать первым лицом российской уммы, однако тот факт, что он не является муфтием и не входит даже в двадцатку самых авторитетных мусульманских лидеров России, делает эти шансы равными нулю. Тем не менее осенью 2008 года Умар Идрисов заявил о своем желании уйти с поста председателя ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а 2 ноября на IV съезде мусульман Нижегородской области его преемником был избран глава мусульманской общины города Дзержинска Гаяз Закиров[14]. Теперь предполагается, что он перейдет «с регионального на федеральный уровень» и сосредоточится на работе в пока еще несуществующем Совете улемов России[15].



[1] http://www.pravda.ru/news/society/18-01-2007/210150-mufti-0.


[2] Костенко С. «Взрывное» медресе // Южный Урал, 15 декабря 2004. См. также в нашей работе: Силантьев Р. Ислам в современной России. Тематическая энциклопедия. — М, 2008. — С. 256–247.

[3] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 27 августа 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=19962.


[4] http://www.inquisitio.org/articles/homo_hereticus/23/.


[5] Сообщение сайта «Ислам в Российской Федерации» от 4 марта 2008 http://sovetulemov.ru/articles.php?sid=1984&razdel=5.


[6] Клин Б. Муфтий обругал иудеев и поссорился с православными // Известия, 20 марта 2008 http://zarubejom.ru/print11226.


[7] Подробнее см.: Цкаева Л. Беслан возмущен словами Равиля Гайнутдина, вспомнившего о его трагедии почти через три года. Для чего? // Радонеж, 27 марта 2007 http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=2239.


[8] Сообщение ИА «Интерфакс-Религия» от 23 марта 2007 http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=17268.


[9] Копия соответствующего указа размещена на сайте Центробанка: http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/GetDocument.aspx?DocID=890.


[10] http://www.gzt.ru/politics/2007/11/18/162248.html.


[11] Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. — М., 2007. — С. 50.


[12] Сообщение сайта Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования от 9 ноября 2007 http://www.islamfund.ru/ru/main/messagepage/44/.


[13] Сообщение ИА «Новости Федерации» от 18 ноября 2007 http://www.sedmitza.ru/news/377918.html.


[14] Сообщение НИА «Нижний Новгород» от 4 ноября 2008 http://www.islam.ru/rus/2008-10-1/?single=23035.

[15] Сообщение сайта «Мусульмане Поволжья» от 2 октября 2008 http://www.muslims-volga.ru/?id=1188&template=print.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9