Цикл лекций "Архитектура в древнерусской живописи" в лектории Музея Архитектуры имени А.В. Щусева
События

15 октября, вторник, 19:00 - Архитектура в средневековой живописи. Разновидности . Большинство сюжетов средневековой живописи включают в себя изображения построек фантастического облика, а также отдельных архитектурных элементов. На первый взгляд, они играют роль кулис, организующих композицию, или условно обозначающих место действия. Но этим роль архитектуры в средневековой живописи не исчерпывается. Многие постройки, кажущиеся нам сейчас абстрактными, в действительности являются изображением важнейших христианских святынь и храмов, некоторые из которых сохранились до наших дней. Кроме того, у многих зданий и отдельных архитектурных элементов, таких как колонна, включаемых как бы случайно в композицию, есть глубокий символический смысл: не принимая во внимание такие детали, невозможно понять образ.

22 октября, вторник, 19:00 - Античное происхождение иконных «палаток». Иконопись – прямой потомок античной, римской живописи. Об этом ученые знали уже в XIX веке. Греко-римское наследство как нельзя лучше проявилось и в архитектурных фонах: здесь есть античные колонны, портики, эдикулы, базилики, и даже термы. Есть и просто декоративные кулисы, которые можно видеть на стенах Золотого дома Нерона, в Помпеях и Геркулануме. С течением времени эти формы то стилизовались до неузнаваемости, то снова обретали свой вполне античный облик. В лекции мы проследим путь от помпейских фресок до древнерусских палаток.

29 октября, вторник, 19:00 - Образ Гроба Господня в архитектурных фонах русских икон. Архитектурный комплекс Гроба Господня в Иерусалиме, возведенный в IV веке нашей эры – главная святыня христианства и центр притяжения паломников с Востока и Запада. Все, кто бывал там, пытались унести частичку увиденного с собой: рисовали, обмеряли, описывали в путевых заметках. Эта потребность человеческой памяти породила прообраз туристических открыток: образки с Гробом Господним, ампулы для реликвий с его изображением и т.д. На Западе храм Гроба повторяли и в структуре и пропорциях новых строящихся храмов, а на Востоке его образ проникал в сюжеты, действие которых разворачивалось задолго до царицы Елены, которой мы и обязаны возникновением этого ансамбля. В лекции речь пойдет о том, почему это произошло, в каких сюжетах можно обнаружить это сооружение.

5 ноября, вторник, 19:00 - Изображения городов в русской иконописи: образ Града Небесного. Города со стенами, башнями и храмами не только были местом действия Житий святых и чудес, но и непосредственным предметом изображения иконописца. В ходе лекции мы постараемся понять, что такое Священный Град для христианской средневековой культуры и рассмотрим, каким он изображался в византийском и русском искусстве.

12 ноября, вторник, 19:00       - Изображения русских городов в иконописи: образ Града земного.Лекция посвящена изображению русских городов, среди которых – Киев, Новгород, Москва, Муром и некоторые другие. Каждый из сюжетов, в которых фигурируют образы конкретных городов, раскрывает особую грань общего для культуры средневековья понятия Священного Града. В них ясно прослеживаются местное и имперское самосознание, претензии на мировое господство и даже апокалиптические ожидания. Мы рассмотрим и городские панорамы, и сюжеты, где город «сжимается» до одного здания, и сюжеты, где один город уподоблялся другому, и постараемся понять, что это означает в каждом случае.

19 ноября, вторник, 19:00           - Изображения монастырей на иконах. Древнерусские монастыри, так же, как и города, нередко становились объектом изображения на иконах. Они могли быть местом действия, обладая целым рядом узнаваемых признаков, но не только. Существуют сюжеты с изображением основания монастыря, сюжеты, изображающие того или иного святого с монастырем, Богоматерь с братией монастыря, сюжеты, где монастырь – место действия каких-либо чудесных событий. Мы уделим внимание всем этим вариантам и охарактеризуем роль архитектуры в каждом случае.

26 ноября, вторник, 19:00    - Монастырь как Небесный Град. Русские монастыри в какой-то момент стали не просто местом действия, развития сюжета, а самостоятельным сюжетом русской иконописи. Насколько достоверны были эти изображения? Что имели ввиду иконописцы, уподобляя монастырь Небесному Граду? Лекция повествует о корнях этого явления, о его связях с паломническими практиками, ожиданием конца света и тенденциями в развитии жанров в западноевропейском искусстве.

Стоимость билета на лекцию - 150 руб. Льготный билет - 70 руб.
При покупке абонемента на все лекции цикла, стоимость посещения одной лекции составит 100 руб. Абонементы можно приоберсти в кассе музея уже сейчас.
Дополнительную информацию о работе лектория можно получить по телефону: 8 (495) 690 05 51 или по e-mail: 6900551@muar.ru
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева располагается по адресу: ул. Воздвиженка, д. 5/25.
Официальный сайт музея - http://muar.ru

saint_icons


Другие публикации на портале:

Еще 9