Публичные религиозные обряды: определение и порядок проведения. Комментарий инокини Ксении (Чернеги)
События

Прежде всего законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

— культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;

— места паломничества;

— территория организаций, созданных религиозными организациями;

— кладбища и крематории;

— жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п., то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст. 28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1—4 ст. 16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1—4 ст. 16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.

Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.

Церковный вестник


Другие публикации на портале:

Еще 9