«После защиты докторской диссертации я посвятил исследовательскую деятельность изучению жизни и творчества святого Бонавентуры, францисканского богослова XIII века, - вспоминал автор, тогда еще кардинал Йозеф Ратцингер, в 2000 г. - Открылся аспект богословия святого Бонавентуры, который, насколько я знаю, не был отражен ранее в историографии: его связь с новой концепцией истории».
Йозеф Ратцингер предпринял свое исследование в 1957 г. для получения диплома, разрешающего заниматься преподавательской деятельностью.
Пьетро Месса, директор Высшей школы изучения Средневековья и францисканства при Университете Antonianum, объяснил, что богословская мысль Бонавентуры в интерпретации Бенедикта XVI помогает лучше понять мысль Папы, «характеризующую его понтификат».
Многие исследователи творчества святого Бонавентуры при написании работ обращались к книге Ратцингера, о чем свидетельствует обширная библиография, приведенная в конце нового издания. «Благодаря ей, - отметил Месса, - исследования смогли продвинуться вперед, в свою очередь, в новом издании некоторые выводы пересмотрены как по причине развития науки, так и потому, что сегодня в распоряжении автора было больше критических изданий, чем в 1957 г.».
Изучение богословия Бонавентуры оказало немалое влияние на Бенедикта XVI, многие элементы, содержащиеся в исследовании, можно встретить в его учительстве, например, идею о центральной роли Христа, развитую Бонавентурой. Именно эта идея легла в основу другой книги Понтифика, «Иисус из Назарета».
Отвечая на вопрос корреспондента агентства "ZENIT", возможно ли, что благодаря святому Бонавентуре францисканство приобретет важную роль в понимании и осуществлении папского служения Бенедиктом XVI, Месса напомнил слова известного богослова-доминиканца Ива Конгара: «Йозеф Ратцингер, который указал нам - мы уверены, справедливо, - некоторые отличия Бонавентуры от Фомы, придает огромное значение месту, которое Папа занимает в мистике Бонавентуры».
Поэтому, по мнению Мессы, «более закономерен вопрос, действительно ли и каким образом францисканский аспект оказывается характерным в его понимании и исполнении Папского служения». «При чтении его различных сочинений и речей утвердительный ответ становится все вероятнее, поэтому не только не удивительно, а совершенно понятно, что, согласно книге Бенедикта XVI, для того чтобы понять смысл Петрова служения, следует вернуться к св. Франциску», - подчеркнул директор Высшей школы изучения Средневековья и францисканства.