[Обзор книги:] Морис А. Финоччиаро. Новый разбор дела Галилея, 1633-1992. (Maurice A. Finocchiaro. Retrying Galileo, 1633–1992. Berkeley Los Angeles London. University of California Press. 2005. 500 pp. ISBN-10: 0520253876 ISBN-13: 978-0520253872).
Статья

В 1633 г. в итоге одного из наиболее известных процессов в истории инквизиция осудила Галилея за утверждение о том, что Земля движется, а Библия не является книгой по научной астрономии. Осуждение Галилея вызвало споры, которые продолжают существовать своей собственной жизнью и продолжаются до сего дня. Книга говорит о наименее известных подробностях дела Галилея: его продолжительной и сложной истории после 1633 г. Финночиаро оказал неоценимую услугу в написании книги, которая исследует вопрос о том, как дело и осуждение Галилея воспринимались, обсуждались и переинтерпретировались на протяжении трех с половиной столетий. Она является первой попыткой проследить все перипетии дела Галилея с момента его осуждения до его окончательной реабилитации папой в 1992 г. Опирающаяся на первоисточники, многие из которых переведены на английский язык впервые, книга знакомит читателя с историческими подробностями дела, его последствиями, обширными оценками его на протяжении истории и основными вопросами, которые оно поднимает. Известный специалист в области изучения вопросов науки и религии Джон Хедли Брук пишет: «Трагическое осуждение Галилея Римо-католической церковью в 1633 стало одним из наиболее известных символов авторитарной оппозиции новым идеям. Пионерская по своей форме, книга Финночиаро дает потрясающее представление о том, как процесс и его культурное значение реконструировались учеными и полемистами на протяжении веков. С философской точки зрения автор написал прекрасный комментарий, касающийся последовательного появления новых первоисточников и их использования в апологетических и секуляристских целях». Джордж Койн, директор Ватиканской обсерватории, так характеризует эту книгу: «Она должна быть прочитана историком науки и будет увлекательным чтением для интересующейся публики.  Вследствие доступа ко многим первоисточникам Ватиканской библиотеки и обширного знания истории XVII века Финночиаро приобретет читателей, интересующихся историческими подробностями дела Галилея, его последствиями и его результатом. В отличие от многих других работ, которые представляют заранее предопределенные, и часто предубежденные суждения, эта работа обеспечивает обширными свидетельствами, чтобы помочь читателю сформировать свое собственное мнение об этом предмете».  

Содержание

Предисловие и благодарности IX

Введение. Дело Галилея от Декарта до Иоанна Павла II: обзор источников, фактов и вопросов 1

1. Осуждение Галилея (1633) 7

1.1 «Сильно заподозрен в ереси»: высказывание инквизиции (1633) 7

1.2 «Я отрекаюсь, проклинаю и ненавижу»: торжественное отречение Галилея (1633) 15

1.3 «Под подозрением до исправления»: Антикоперниканский декрет Индекса (1616) 16

1.4 «Гипотеза против утверждения»: исправления, внесенные конгрегацией Индекса в труд Коперника «Об обращении» (1620) 20

2. Обнародование и распространение новостей (1633-1651) 26

2.1 Нунции и инквизиторы: указы папы Урбана VIII (июль 1633) 26

2.2 Профессора математики и философии: сообщение Гуйдуччи (август 1633) 28

2.3 Печатные афиши и листовки: извещение из Лижа (сентябрь 1633) 30

2.4 Частная переписка: представление Буонамичи (июль 1633) 33

2.5 Газеты и книги: от сокращения Ренадо (1633) до документов Риччиоли (1651) 37

3. Показательные реакции: Декарт, Пейреск, дочь Галилея (1633-1642) 43

3.1 Конец мира: Декарт (1633-1644) 43

3.2 Разделение страдания: дочь Галилея (1633) 51

3.3 «Зеркало истинного благородства и величия»: процесс Пейреска (1634-1635) 52

3.4 «Никаких извинений для невиновных»: Галилей (1634-1642) 56

4. Поляризация: секуляризм, либерализм, фундаментализм (1633-1661) 65

4.1 Государства против Церкви 66

4.2 «Философская свобода»: от Страсбурга (1635-1636) до Лондона (1644-1661) 72

4.3 Незаконные рождения, похороны и книги: различные пересмотры судебного дела до апологии Риччиоли (1651) 79

5. Компромиссы: Вивиани, Озут, Лейбниц (1654-1704) 86

5.1 Галилей «человек не Божество»: Винценто Вивиани (1654-1693) 87

5.2 Дух Беллярмина: Адриэн Озут (1665) 93

5.3 Ошибки дипломатии: Лейбниц (1679-1704) 99

6. Создание мифов или просвещение? Паскаль, Вольтер, Энциклопедия (1657-1777) 108

6.1 От коперниканства к янсенизму: Паскаль (1657) и Арнольд (1691) 108

6.2 От тюрьмы до библейской сатиры: непросвещенные мифы (1709-1773) 111

6.3 Чье невежество и предубеждение? Вольтер (1728-1770) 115

6.4 «Война богословия в науке»: Д’Аламбер и французская энциклопедия (1751-1777) 120

7. Некомпетентность или просвещение? Папа Бенедикт XIV (1740-1758) 126

7.1 Разрешение «Диалогов» Галилея: издание Тоальдо и предисловие Колмета (1741-1744) 127

7.2 Разрешение коперниканства: сообщение Лаззари (1757) 138

8. Новая ложь, документы, мифы, апологии (1758-1797) 154

8.1 Бесчестное “Onorato”: фальшивое письмо Гаэтани (1770-1785) 155

8.2. Недипломатичный дипломат: опубликован доклад 1616 Гуччиардини (1773) 158

8.3 От одной крайности к другой: миф Маллета дю Пэна (1784-1797) 159

8.4 «Пятна на солнце»: блестящая апология Тирабосхи (1792-1793) 164

9. Наполеоновские войны и дела (1810-1821) 175

9.1 Перенос документов в Париж: наполеоновский план публикации (1810-1814) 175

9.2 Потери и находки: действия Марини (1814-1817) 178

9.3 Наполеоновские переводы: находки Деламбре (1820) 181

9.4 Главные причины против второстепенных: объяснение Вентури (1820) 184

9.5 Исповедание Галилея: открытие дела Галилея (1821) 190

10. Инквизиция на стороне Галилея? Дело Сеттеле (1820) и возврат (1835) 193

10.1 Полное снятие запрета с коперниканства (1820-1835) 194

10.2 Антикоперниканское неповиновение: итог дела Оливьери (1820) 198

10.3 Соломоново решение: 1820 против 1616 218

11. Разнообразие пытки: демифологизация дела Галилея? (1835-1867) 222

11.1 «Мученик науки»? Жертва пытки? (1835-1841) 223

11.2 Безнравственное неповиновение? Купер из Дублина и Дж.К. Адамс из Цинцинати (1838-1844) 226

11.3 Пытка людей против пытки текстов: полуофициальная апология Марини (1850) 230

11.4 «Нравственная пытка»? Антигерой? Обстоятельства Биота и Часлза (1858-1867) 233

11.5 Правда и ложь инквизиции? Представление Мэддена (1863) 237

12. Провал правосудия? Неуместность документации (1867-1879) 241

12.1 Правовая несвоевременность: радикальный ревизионизм Уовилля (1870) 242

12.2 Независимое свидетельство: подробности инквизиции Жерарди (1870) 246

12.3 Судебные переговоры вне суда: публикация письма комиссии Макулано 1633 г. (1875) 249

12.4 Тайные действия со свидетельствами: утаивание статьи Скартаццини (1877-1878) 251

12.5 Неточные, но фальшивые документы: синтез Геблера (1879) 255

13. Галилей снова прав, снова ошибся: герменевтика, эпистемология, «ересь» (1866-1928) 259

13.1 Культурное проникновение и консолидация (1866-1928) 259

13.2 Богословская правота Галилея: энциклика Льва XIII Providentissimus Deus (1893) 263

13.3 Осужденный «реализм»: эпистемологическое объяснение Дюгема (1908) 266

13.4 Антигалилеевский синтез Мюллера и концепция ереси Гарценда (1909-1912) 269

14. Герой-католик: реабилитация к трехсотлетию (1941-1947) 275

14.1 «Гармония науки и религии»: пересмотр традиционного взгляда Джемелли (1942) 275

14.2 Модель религиозной веры: подход Пасцини (1943) 280

14.3 Благородная интеллектуальная жертва: Соккорси оправдывает отречение Галилея (1947) 284

15. Светское обвинение: атомная бомба Брехта и две культуры Кестлера (1947-1959) 295

15.1 Социальное предательство Галилея: историческая фикция Брехта (1947-1955) 296

15.2 Осуждение Галилея в том, что «наука против религии»: историческая фикция Кестлера (1959) 306

16. История дела: дело Пасцини (1941-1979) 318

16.1 Безмолвие историка: письма Пасцини (1941-1946) 318

16.2 «Реабилитация» историка: Издание работы Пасцини «Галилей» Понтификальной академией наук (1964) 326

16.3 Фальсифицированная историография: восстановление истинного образа Галилея Бертолли (1978) 330

17. Еще большая «реабилитация»: папа Иоанн Павел II (1979-1992) 338

17.1 Признание лжи против признания ошибок: речь к столетию Эйнштейна (1979) 338

17.2 Переосмысление против нового разбора дела Галилея: исследование ватиканской комиссии (1981-1992) 343

17.3 «Право делать ошибки»: новая апология Брэндмюллера (1982-1992) 348

17.4 Конец реабилитации: сообщение комиссии Пупара (1992) 350

17.5 Закрытие «дела»: речь папы на конференции по сложности (1992) 353

Эпилог: неоконченное дело 359

Примечания 367

Избранная библиография 429

Индекс 467

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9