В колледже св. Эдмунда Кембриджского университета прошла летняя школа по науке и религии
Институт науки и религии Майкла Фарадея провел 8-15 июля 2012 г. в колледже св. Эдмунда Кембриджского университета летнюю школу «Наука и религия: взгляд с двух сторон». В работе школы приняли участие 47 преподавателей, аспирантов и студентов из 15 стран мира.
Статья

Институт по религии и науке имени Майкла Фарадея является научно-исследовательским центром, организованным в колледже св. Эдмунда Кембриджского университета. Основные направления деятельности института:

1. Проведение научных исследований и публикация работ по науке и религии.

2. Организация семинаров и лекций о науке и религии.

3. Обеспечение точной информацией по вопросам взаимоотношений науки и религии международных СМИ и широкой публики.

Институт Фарадея имеет христианский этос, но осуществляет взаимодействие с представителями различных мировоззрений по вопросам взаимодействия науки и религии. Основной целью является обеспечение точной информацией для того, чтобы способствовать международным дискуссиям.

Институт по науке и религии носит имя Майкла Фарадея, одного из крупнейших британских ученых, который считал веру интегральной частью своих научных исследований. Фарадей верил в Бога как Творца и подобно Ф. Бэкону был убежден, что книга природы и книга Откровения происходят от одного автора, так что «естественные действия Бога не могут никоим образом войти в противоречие с высшими вещами, которые касаются нашего будущего существования…»        

В течение пяти дней интенсивных занятий слушатели курса имели возможность погрузиться в проблематику ключевых вопросов диалога науки и богословия, а также принять участие в панельных дискуссиях по наиболее острым вопросам.

Первый день лекций был посвящен вопросам соотношения физических наук и богословия, а также некоторым аспектам богословия творения.

Открыл работу курсов лекцией о взаимоотношении физики и богословия профессор Кембриджского университета и англиканский священник Джон Полкинхорн.

Профессор Полкинхорн в течение 25 лет работал в области теоретической физики элементарных частиц и был профессором математической физики Кембриджского университета. В 1974 г. он стал членом Королевского общества. В 1982 г. стал англиканским священником. После нескольких лет приходской деятельности проф. Полкинхорн вернулся в Кембриджский университет, чтобы посвятить себя исследованию вопросов взаимоотношений науки и богословия. В 1996 г. он ушел в отставку с должности президента Квинс-колледжа Кембриджского университета и в 1997 г. был возведен в рыцарское звание. Он получил почетные степени доктора богословия университетов Кента (1994), Дарема (1999), почетную степень доктора наук университетов Эксетера (1994), Лейчестера (1995) и Маркита (2003). В Великобритании проф. Полкинхорн был главой нескольких комиссий при правительстве по этическим и социальным вопросам, относящимся к развитию науки и технологии. В 2002 г. проф. Полкинхорн был удостоен премии фонда Джона Темплтона. Джон Полкинхорн был одним из основателей Общества рукоположенных ученых и первым президентом Международного общества по науке и религии (ISSR).

В своей лекции профессор Полкинхорн подчеркнул тезис о том, что богословие и физика являются  партнерами в диалоге, а не врагами, поскольку обе дисциплины озабочены поиском истинного понимания реальности, хотя они озабочены различными измерениями этой истины: физика имеет отношение к процессам, происходящим в природе; богословие имеет отношение к смыслу и цели происходящего. Роль богословия заключается в том, чтобы поставить открытия физики в более широкий и глубокий контекст понимания, так что через глубокий и удивительный порядок физического мира можно постичь отражение премудрости Творца. При этом проф. Полкинхорн отметил, что и наука, и богословие должны быть открыты новизне и неожиданности, которая раскрывается в творении.

Профессор прикладной математики и теоретической физики Кембриджского университета Пол Шеллард прочитал лекцию  о научном, философском и богословском значении антропного принципа. В лекции профессор отметил, что современная научная картина мира свидетельствует об уникальности вселенной, что имеет прямые следствия для построения современной версии естественной теологии.

Пол Шеллард получил степень доктора философии в области космологии в Кембриджском университете, занимался исследованиями в Массачусетском институте технологии. С 1997 г. Шеллард возглавляет проект COSMOS, национальный британский суперкомпьютер. Область исследовательских интересов Шелларда включает численное моделирование космологии ранней вселенной (особенно космических струн) и теорий формирования крупномасштабной структуры и флуктуаций космического микроволнового излучения.

Третья лекция профессор ядерной физики и инженерии Массачусетского института технологии Яна Хатчинсона была посвящена критике современного сциентизма.

Профессор Хатчинсон получил образование в области естественных наук в Кембриджском университете и защитил докторскую диссертацию по инженерной физике в Австралийском национальном университете. В течение длительного времени он был главой департамента ядерной физики и инженерии Массачусетского технологического института. Профессор Хатчинсон является автором свыше 160 научных публикаций и широко известной монографии «Принципы диагностики плазмы», изданной в 2002 г. Кембриджским университетом. Он является главным редактором журнала «Физика плазмы и управляемый термоядерный синтез», членом института физики и Американского физического общества. В 2008 г. он был главой отделения физики плазмы Американского физического общества. На протяжении своей профессиональной карьеры он был активным участником дискуссий об отношении науки и христианства. Он является основателем семинара в Массачусетском технологическом институте «Вера великих ученых», в рамках которого регулярно обсуждаются вопросы о том, как христианская вера многих великих ученых повлияла на их научную деятельность и как их наука оказывала влияние на их веру.

Профессор Хатчинсон отметил, что сциентизм как убеждение  в том, что естествознание представляет собой единственную истинную форму знания, является довольно распространенным в научном сообществе. Говоря о позитивной роли естествознания в современной культуре, Хатчинсон подчеркнул, что сциентизм как вид мировоззрения не соответствует критериям научной рациональности. Критерии ясности и повторяемости научного знания не применимы к целому спектру гуманитарных наук, а также к области повседневного опыта, однако являются важнейшими и неотъемлемыми частями человеческого существования. Исследуя историю сциентизма, Хатчинсон показал его ошибочность. Он отметил, что интеллектуальное напряжение существует не между религией и наукой, сколько между религиозной верой и верой сциентизма. Подробно познакомиться со взглядами проф. Хатчинсона на статус и методологию научного знания, а также детальное изложение критики сциентистского мировоззрения можно найти в недавно выпущенной им книге «Монополизация знания». (Monopolizing knowledge).

Профессор Ветхого Завета Уитон Колледжа, США, Джон Уолтон прочитал лекцию «Интерпретация повествования о творении в 1-3 главах книги Бытия». Джон Уолтон в течение 20 лет был профессором Библейского института Муди. Основная область исследований – сравнение Ветхого Завета и ближневосточной литературы. Является автором нескольких книг и одним из редакторов 20-томного комментария к Библии.

В своей лекции проф. Уолтон отметил, что сегодня весьма популярной стала модель конфликта между Библией и наукой. Этот предполагаемый конфликт часто находит свои корни в интерпретации первых глав книги Бытия. Основываясь на понимании того, что книга Бытия является древним документом, Уолтон на основании глубокого изучения ближневосточной литературы предлагает функциональную интерпретацию книги Бытия как древнего текста и объяснение библейского взгляда на происхождение. Функциональный подход предполагает, что повествование книги Бытия предполагает собой не изложение естественной истории мироздания, но скорее понимания смысла действия Бога в творении и Его отношения с ним. Свои взгляды как знатока ближневосточной литературы проф. Уолтон изложил в недавно изданной книге «Утраченный мир первой главы книги Бытия: древняя космология и споры о происхождении». (The Lost World of Genesis One: Ancient Cosmology and the Origins Debate).

Второй день лекций был посвящен вопросам биологии и эволюционной теории.

Профессор биологии и координатор исследований студентов Квинс-колледжа университета Нью-Йорка Дэвид Лати прочитал лекцию «Генетика человеческого поведения».

Проф. Лати возглавляет лабораторию, изучающую поведение птиц и животных. Он получил степень доктора философии в области этики и философии биологии в институте Уайтфилда Оксфордского университета за изучение того вклада, какой наука может внести в понимание оснований морали, а также степень доктора философии в области экологии и эволюционной биологии университета Мичигана за исследование быстрой эволюции птиц. В своей лекции проф. Лати познакомил участников курсов с исследованиями влияния генов на поведение человека. Эта область исследований в настоящее время является весьма динамично развивающейся, что в популярном сознании приводит к формированию генетического детерминизма, и, как следствие, попыток снятия личной ответственности с человека за его поступки. Отвечая на вопрос о генетическом детерминизме, проф. Лати отметил, что такое понимание является некорректной интерпретацией научных данных.

Профессор биологии Тихоокеанского университета Сиэтла, США Кара Волл-Шеффлер прочитала лекцию «Как эволюционировали люди?»

Область исследований проф. Волл-Шеффлер касается отношения между освоением ресурсов и стратегиями мобильности у вымерших и сохранившихся популяций человека. Она получила степень доктора философии Кембриждского университета в области биологии.

В своей лекции проф. Волл-Шаффлер представила современную научную картину появления и распространения человека на земле. Существуют научные свидетельства того, что человек современного типа появился около 100000 лет назад, и о существовании по крайней мере трех различных видов гоминид на земле, два из которых находились в контакте друг с другом около 40000 лет назад. Эти два вида homo neandertalensis и homo sapiens имеют много общих черт, включая большой объем мозга, использование огня и охоту на крупных млекопитающих. Несмотря на множество общих черт, также являются очевидными и отличия между их стратегиями существования, культурными артефактами и практиками. Кроме того, к 70000 лет возникает существенное различие, в частности в возникновении символического мышления у вида homo sapiens. В лекции рассматриваются свидетельства о сходстве и различии между неандертальцами и современными людьми, а также подчеркивается важность символизма как возможного свидетельства сакрального.

Заслуженный профессор университета Эксетера Джон Брайант прочитал лекцию «Творение или эволюция?»

Профессор Брайант занимал различные научные должности в университете Ноттингема и университетском колледже в Кардиффе. В 1985 г. он был назначен главой департамента клеточной и молекулярной биологии университета Эксетера и преподавал биохимию и молекулярную биологию на всех ступенях подготовки от бакалавров до докторов. Проф. Брайант одним из первых в Великобритании ввел преподавание курса биоэтики для студентов. В настоящее время проф. Брайант является профессором молекулярной биологии государственного университета Западной Вирджинии, где он осуществляет несколько исследовательских проектов. В настоящее время он является президентом Общества экспериментальной биологии. Основная область научных интересов – репликация ДНК и регуляция активности генов в процессах клеточного деления. До 2007 г. проф. Брайант возглавлял общество «Христиане в науке». В 2005 г. Он был избран членом Международного общества по науке и религии (ISSR).

Доктор Дженифер Вайземан из НАСА прочитала лекцию «Обитаемые экзопланеты: следствия для понимания значения человека».

Дженифер Вайземан является астрономом, старшим научным сотрудником телескопа Хаббла в аэрокосмическом центре Годдарда, где она ранее возглавляла лабораторию по экзопланетам и звездной астрофизике. Вайземан получила степень доктора в области астрономии в Гарвардском университете. Будучи студенткой она была участником открытия кометы 114P/Wiseman-Skiff. Проф. Вайземан осуществляла свои постдокторские исследования по формированию звезд в Национальной радиоастрономической обсерватории и в университете Джона Хопкинса. В настоящее время доктор Вайземан является президентом совета Асмериканской научной ассоциации и директором программы по диалогу науки, этики и религии Американской ассоциации по развитию науки.

          В своей лекции доктора Вайземан отметила, что за последние годы произошел поразительный прорыв в развитии астрономии, поскольку были открыты тысячи планет, вращающихся вокруг звезд вне нашей солнечной системы. В связи с этим возникает вопрос о возможной обитаемости этих планет. На сегодняшний день большую часть открытых планет представляют собой планеты-гиганты, на которых невозможно развитие жизни в известной нам форме, однако возрастает и число открытых планет, сравнимых по размерам с планетой Земля. В ближайшие 20 лет человечество может получить данные о составе атмосферы этих планет, что позволит сделать строгие научные выводы о существовании жизни на других планетах. В связи с этим возникают закономерные вопросы о необходимости философского и богословского осмысления этих открытий.

Третий день лекций был посвящен теме нейробиологических исследований.

Профессор нейробиологии школы медицины Стенфордского университета Билл Ньюсом прочитал лекцию «Мозг, разум и свобода воли: определяется ли мое поведение исключительно генами?».

Профессор Ньюсом получил образование в области физики в университете Стетсона и степень доктора философии по биологии Калифорнийского института технологии, затем занимался исследованиями в Национальном институте глаза. Является членом Национальной академии наук США. Основная область исследований профессора Ньюсома касается нейронных механизмов, лежащих в основе зрительного восприятия, и связанных с этими вопросами проблем нейронауки. Он стремится понять, как млекопитающие приобретают чувственную информацию о мире, как эта информация воспринимается и обрабатывается мозгом, и какие поведенческие ответы на эту информацию осуществляются.

В своей лекции проф. Ньюсом подчеркнул, что в современной нейробиологии господствует редукционистская парадигма, которая утверждает, что истинным знанием является знание низших уровней организации материи, или, как говорил Ф. Крик, «конечная задача всей биологии быть сведенной к физике и химии вплоть до атомного уровня». Говоря о продуктивности такого подхода, проф. Ньюсом отметил, что онтологический и эпистемологический редукционизм не может быть частью научного знания, но является основой сциентистского мировоззрения. В качестве примера такого подхода Ньюсом привел высказывание Р. Докинза о том, что «сохранение генов является предельным разумным объяснением нашего существования». Однако другой нейробиолог Денис Нобл в своей книге «Музыка жизни: биология за рамками генома» на основании тех же научных данных утверждает совершенно противоположный тезис: «Мы являемся предельным рациональным объяснением существования генов».

Профессор департамента клеточной биологии и морфологии университета Лозанны Питер Кларк выступил с лекцией «Мозг как нейронная машина».

Питер Кларк получил образование в области инженерных наук в Оксфордском университете (1968) и осуществлял свое докторское исследование под руководством нейробиолога и философа Дональда Маккея в университете Киля, Великобритания. С 1977 г. он является научным сотрудником и преподавателем университета Лозанны. Основная область исследований – смерть нейронов, происходящая при естественном развитии, так и при патологических отклонениях. Профессор Кларк является членом редколлегии журнала «Наука и христианская вера» и помимо профессиональной деятельности читает много лекций о науке и религии, главным образом о теме религии и мозга.

В своей лекции П. Кларк ставит вопрос: «Если религия и вера, а также все наши мысли, эмоции и действия проистекают из деятельности мозга, и если наш мозг представляет собой нейронную машину, то каковы следствия этого для нашей религиозной веры?» Что можно сказать о душе? Научно мотивированные атаки на понятие души были главным образом направлены против картезианского дуализма. Рассуждая о свободе воли, проф. Кларк подчеркивает, что понятие свободы воли проистекает из нашей соотнесенности с Богом, от пребывания с ним в любви. С точки зрения проф. Кларка аналогия человека с машиной сама по себе не противоречит ни пониманию человеческой свободы, ни пониманию уникальности человеческой личности.

Профессор Оксфордского университета Лайнел Тарассенко выступил с лекцией об искусственном интеллекте.

Лайнел Тарассенко получил образование в области инженерных наук и степень доктора философии в области медицинской инженерии в Оксфордском университете. Проф. Тарассенко был удостоен множества наград за свои исследования, в том числе серебряной медали Королевской академии инженерии. Проф. Тарассенко возглавлял департамент электрической инженерии Оксфордского университета с 1997. Он является автором более 150 научных публикаций, 3 книг и 25 патентов. В настоящее время он является главой отделения биомедицинской инженерии Королевской академии инженерии, директором Оксфордского института биомедицинской инженерии.

В своей лекции профессор Тарассенко отмечает, что концепция искусственного интеллекта была впервые предложена британским математиком Аланом Тьюрингом более 60 лет назад. Мы теперь живем в мире, полном разумных машин: системы впрыска топлива в машинах используют алгоритмы, каждый мобильный телефон управляется искусственным интеллектом. Прошло уже более десятилетия со времени того, как лучший шахматист мира проиграл компьютеру IBM, который играл в шахматы совершенно отличным от человека образом. Прогресс исследований искусственного интеллекта сегодня развивается в направлении приобретения компьютерами способности обучаться. Проф. Тарассенко подчеркивает, что разговор о мышлении машин имеет свое основание в доминировании редукционистского подхода, который проистекает скорее из биологии, нежели из электроники. С точки зрения биологии систем следует подчеркнуть, что редукционистский взгляд является неполным, поскольку он не учитывает обратной связи с высшими уровнями организации. Редукционистский подход может рассматриваться не столько как интерпретация биологических данных, сколько как рефлексия о предсуществующих утверждениях о том, каковы вещи в общем. Признавая успехи в развитии механизмов искусственного интеллекта, проф. Тарассенко подчеркивает, что механизм функционирования машинного интеллекта принципиально отличается от того, как мыслит человек, а потому в настоящее время вряд ли корректно говорить о машинном сознании.

Профессор философии университета Нотр-Дам, США, Питер ван Инвоген выступил с лекцией «Философские следствия свободы воли».

Профессор Питер ван Инвоген получил образование в области естественных наук в политехническом институте Реслера и защитил докторскую диссертацию в университете Рочестера в 1969 г. В течение 25 лет он преподавал в университете г. Сиракузы. В 2005 г. ван Инвоген был избран в Американскую академию искусств и наук, в 2011 г. он получил почетную степень доктора богословия университета Сэнт-Эндрюс.

Четвертый день лекций был посвящен рассмотрению этических вызовов современных научных исследований.

Профессор анатомии и структурной биологии университета Отаго, Новая Зеландия, Гарет Джонс прочитал лекцию «Эмбриология человека и биоэтика».

Проф. Джонс является главой общественного совета при правительстве Новой Зеландии по вопросам репродуктивных технологий. Основная область исследований – вопросы биоэтики, которые он рассматривает с позиции биомедицины, с особым акцентом на нейробиологии и эмбриологии. Ключевые вопросы биоэтики, которые рассматривает проф. Джонс, относятся к моральному статусу бластоцитов, преимплантационной генетической диагностике, вопросам политики, относящимся к использованию человеческих эмбрионов и исследованиям с эмбриональными стволовыми клетками, вопросами рождения и смерти мозга.

Профессор Джонс в своей лекции отметил, что эмбриология человека имеет глубокие биологические, социальные и богословские следствия. Джонс подчеркивает, что этический статус эмбриона невозможно рассматривать в отрыве от окружающей среды, в которой он существует. Выводы, к которым приходит проф. Джонс, являются весьма спорными, поскольку не существует принципиальной разницы между тем, как рассматривать эмбрион или новорожденного младенца. Если статус новорожденного младенца будет рассматриваться исключительно в контексте окружающей среды, то станет возможным осуществление так называемых «абортов после рождения». Сегодня в западном мире такие возможности рассматриваются уже вполне серьезно. К сожалению, проф. Джонс не представил ясных аргументов в пользу того, почему из его отношения к бластоцитам и эмбрионам невозможно сделать такую экстраполяцию. Было трагично слышать из уст человека, который выражает приверженность христианским ценностям, аргументы в пользу возможности уничтожения эмбрионов, генной терапии эмбрионов и произведения абортов по социальным и иным показаниям, связанным с «окружающей средой».

Профессор этики и перинатологии университетского колледжа Лондона Джон Вайатт выступил с лекцией «Что означает был личностью? Вопросы жизни и смерти». В своей лекции проф. Вайатт отметил, что вопрос о личности имеет прямое отношение к развитию биомедицинских технологии, в частности, к вопросу осуществления абортов, экстракорпоральному оплодотворению и др. Современные западные философы, такие как Питер Зингер, уже сформулировали парадигму, которая оправдывает такую практику. Так, Зингер пишет, что взрослая шимпанзе имеет больше прав называться личностью, чем новорожденный ребенок. Принятие такой этической позиции с неизбежностью ведет к уничтожению представления о ценности эмбриона, и, как следствие, возникновению понятия «аборт после рождения», практике эвтаназии и т.д. Как было очевидно из лекции проф. Вайатта, в современном западном обществе очень немногие осознают нравственную неприемлемость таких подходов к человеку.

Джон Вайатт имеет длительную клиническую практику в области неонатологии, занимаясь механизмами, следствиями и предотвращением болезней мозга у больных новорожденных детей. В настоящее время его исследования сконцентрированы на этических вопросах, поднимаемых развитием репродуктивных и медицинских технологий в отношении начала жизни, исследованием этики и философских оснований медицинской практики. Он является членом этического комитета Королевского колледжа врачей и Королевского колледжа педиатров и здоровья детей.

Профессор факультета теологии университета Уитворта, США, Джонатан Му выступил с лекцией «Экологический апокалипсис и христианская надежда». Джонатан Му получил образование в области биологии, экологии и богословия, а также защитил докторскую диссертацию в Кембриджском университете «Творение, природа и надежда в 4 книге Ездры».

В своей лекции проф. Му рассматривает научные, экологические и библейско-богословские основания возникновения и роли современной апокалиптической литературы. Он подчеркивает, что христианский этос, который исходит из видения будущего, основанного на Священном писании, укоренен в понимании и прославлении мира как творения Божия и как причастности искуплению. Это предполагает, что творение имеет самостоятельное значение и с необходимостью включает естественный мир в пространство любви Божией и этической озабоченности. В связи с этим необходимо рассматривать существование всего живого на земле как ценность и подчеркивать моральное измерение современного экологического кризиса.

Профессор социологии университета Райса, США Элен Ховард Иклэнд прочитала лекцию «Религиозные и этические убеждения современных ученых». Профессор Иклэнд является научным сотрудником Бэйкер-института по общественным наукам и директором программы «Религия в общественной жизни» Института урбанистики. Ее исследования касаются взаимодействия науки и религии в различных сферах жизни, иммиграции и гендерных исследованиях. Проф. Иклэнд преподает ряд дисциплин о роли науки в обществе в университете Райса. В настоящее время она работает над исследованием о влиянии науки на карьеру, а также участвует в проекте о национальных аспектах этики. Она является автором книги «Наука против религии: что об этом думают ученые в действительности», опубликованной в издательстве Оксфордского университета в 2010 г. Иклэнд является членом Общества по научному исследованию религии, Ассоциации социологии религии и религиозной секции Американской социологической ассоциации. Профессор Иклэнд познакомила участников курсов с результатами своего исследования отношения ученых к религии. Она провела опрос около 10000 ученых от начинающих исследователей до заслуженных профессоров в США, Великобритании, Европе, Турции и Китае. Проведенные исследования показали, что в настоящее время в США около 50 % ученых связывают себя с религией, около 30 % являются атеистами, и около 20 % назвали себя «духовными», т.е. не связывающими себя с определенной институциональной религией.

Пятый день лекций был посвящен рассмотрению исторических и философских аспектов взаимодействия науки и религии.

Заслуженный профессор науки и религии Оксфордского университета и почетный профессор истории науки университета Ланкастера Джон Хедли Брук прочитал лекцию «Наука против религии? Истоки парадигмы конфликта».

Профессор Джон Хедли Брук в течение длительного времени был редактором «Британского журнала истории науки», президентом Британского общества истории науки и исторической секции Британской ассоциации по развитию науки. В 1995 г. совместно с профессором Джеффри Кантором он дал Гиффордовские лекции в универсситете г. Глазго. До недавнего времени профессор Брук был директором Европейского научного фонда «Наука и ценности» и является основателем центра «Наука и разум» (Оксфорд). В настоящее время он является президентом Британского форума по науке и религии и членом исполнительного комитета Международного общества по науке и религии (ISSR). После ухода на пенсию в 2007 г. он стал заслуженным членом Гаррис-Манчестер колледжа Оксфордского университета и почетным членом Института прикладных исследований Даремского университета.

В своей лекции проф. Брук подчеркнул, что в западном обществе существует глубоко укоренившееся убеждение, что в самой природе науки и религии есть нечто, что приводит их к неизбежному конфликту. В связи с этим возникает закономерный вопрос: Почему это утверждение является столь распространенным и настойчиво подчеркиваемым, если основатели современной науки и многие из их последователей придерживались религиозной веры и даже видели в науке свидетельства в пользу разумного Творца? Проф. Брук выделяет несколько версий «модели конфликта» с момента ее возникновения и показывает ее развитие на исторических примерах. Он рассматривает причины, почему этот тезис стал рассматриваться как правдоподобный в контексте истории науки XIX века и в особенности после публикации книг Дж. Дрепера и Э.Д. Уайта. Основным недостатком историографии является то. что основную критику историки направляют именно против них. Не был ли здесь обратной реакции? Несмотря на свои недостатки, книги Дрейпера и Уайта сделали попытку некоторой дискриминации, проводя различие между различными религиозными традициями и их соответствующей оценкой науки. По мнению проф. Брука следует считать ошибочными подходы, которые концентрируются только на модели конфликта, и те, которые совершенно исключают ее. Действительная ситуация демонстрирует напряженное отношение между религией и мировоззрением ученых.

Профессор права и истории университета Пеппердайна, США, Эдвард Ларсон прочитал лекцию «Дарвинизм, евгеника и религия».

Проф. Ларсон в 1998 г. был удостоен Пулитцеровской премии в области истории. Он автор семи книг и свыше ста опубликованных статей, касающихся вопросов науки, медицины и права с исторической перспективы. Проф. Ларсон получил образование в колледже Уильямса (1974), Гарвардском университете (1979) и степень доктора философии в области истории науки университета Висконсин-Мэдисон (1984), и а также получил степень почетного доктора государственного университета Огайо в 2004. 

В своей лекции профессор Ларсон рассматривает два важных вопроса: какова роль дарвинизма в развитии евгеники, и какова роль религии в этом процессе. Ларсон начинает возникновения евгеники в XIX веке и ее популярности как научного средства по улучшению человеческой расы посредством лучшего скрещивания. Хотя евгеника была предложена Ф. Гальтоном в XIX веке, научное обоснование она получила только с открытием генетики. Ларсон подчеркивает, что в первой половине XX века евгеника выходит за рамки чисто научного интереса. Значительную роль в легитимации евгеники в начале XX века сыграли либеральные протестантские течения.

Доктор Аллан Чапмен из Оксфордского университета выступил с лекцией «Исторические взаимоотношения между наукой и религией».

Доктор Чапмэн преподает историю науки на факультете современной истории Оксфордского университета, выступает с лекциями по истории науки по всему миру. В 2003-2004 гг. он был профессором истории науки Грэхем-колледжа в Лондоне. Профессор Чапмэн в своей лекции основное внимание обратил на уникальность новоевропейской науки как специфически христианского проекта. В лекции Чапмен приводит множество примеров технологического прогресса в эпоху средневековья, явившегося прямым следствием христианского богословия творения. Кроме того, Чапмен подчеркнул существенную роль протестантизма и рациональной теологии в развитии научного знания в Британии в XVIII-XIX веках.

Профессор Королевского колледжа Лондона Алистер Макграт выступил с лекцией «Наука, религия и новый атеизм».

Проф. Макграт получил образование в области молекулярной биофизики и богословия в Оксфордском университете, изучал богословие в колледже св. Иоанна в Кембридже, затем стал профессором исторического богословия Оксфордского университета и президентом Оксфордского центра по евангелизму и апологетике. Основная область исследований сконцентрирована на отношении естественных наук и христианской веры. В настоящее время проф. Макграт возглавляет кафедру теологии, миссии и образования факультета образования и профессионального обучения Королевского колледжа Лондона.

Характеризуя ситуацию с новым атеизмом на Западе, профессор Макграт подчеркивает, что современная ситуация с новым атеизмом отличается от старого атеизма XIX века тем, что новый атеизм стремится проявлять себя в медийной сфере. После взрыва Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г. сторонники нового атеизма стали использовать новый аргумент, говоря о существенной опасности религии для современного общества и для будущего человечества. В то же время в научно-академическом сообществе Британии и США миссионерско-пропагандистский импульс нового атеизма, как свидетельствует Макграт, не имеет такой поддержки, как это хотелось бы Р. Докинзу, Д. Деннету и др.

Лекции прошли в открытой атмосфере дискуссий по широкому спектру вопросов, и явились серьезным стимулом для дальнейшего изучение и обсуждение представленных тем.

В работе курсов принял участие доцент Тобольской православной духовной семинарии, доцент кафедры философии и культурологии Тобольской государственной социально-педагогической академии, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Димитрий Кирьянов.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9