Литургика
Тезаурус

 
Литургика - наука изучающая христианское богослужение, то есть совокупность молитвословий и обрядов, посредством которыххристианин вступает в общение с Богом в рамках общины (впрочем, в литургике изучаются и индивидуальны формы молитвы). Само название название науки происходит от leitourgia (от leitos - общественный и ergon - дело) - общественное дело: в переносе на церковную жизнь - богослужение, как совместное (общественное) действие христиан, христианской общины. «Литургией» в узком смысле называется богослужение, связанное с центральным таинством Церкви - Евхаристией. Таким образом, литургику можно определить как науку, изучающую совокупность молитвословий и обрядов, составляющих богослужение Церкви, их историю и значение, а также историю и значение предметов и помещений, используемых при совершении богослужения.
В литургике можно условно выделить два основных направления: историческую литургику и литургическое богословие. Историческая литургика стремится реконструировать историческое становление тех или иных богослужений и обрядов христианской Церкви, историю богослужебных предметов, книг и помещений. Историческая литургика апеллирует к источниковедению, а также в значительной степени к археологии и сродным ей наукам.
Литургическое богословие - направление относительно недавнее - определяется одним из его основоположников протопресвитеромАлександром Шмеманом как «раскрытие богословского смысла богослужения». Цель литургического богословия, словами прот. А. Шмемана, - «уяснить и объяснить связь между [богослужением] и Церковью», между богослужением и учением Церкви. По мнению того же ученого, литургическое богословие призвано опираясь на данные исторической литургики представить богословский синтез этих данных и дать им богословскую интерпретацию. Помимо этих
двух направлений, можно еще условно выделить практическую или прикладную литургику. В данном случае, речь идет не о научном направлении, а скорее об учебной программе, в которой излагаются, для применения на практике, сведения, касающиеся совершения богослужения.
Предметом исследования Литургики являются в первую очередь литургическиеисточники. Богослужебный устав, который определяет время и форму совершения регулярного богослужения - суточного круга (в который входят определенные, совершаемые регулярно богослужения), или годового круга (которым определяются составные части богослужений, изменяющиеся в зависимости от дня года). Как частный вопрос изучения годового круга можно выделить эортологию - науку о богослужении церковных праздников.
Отдельному исследованию подлежит Божественнаялитургия, в рамках которой совершается таинство Евхаристии. Отдельное внимание литургист уделяет таинствам и обрядам Церкви: богослужениям, совершаемым нерегулярно, от случая к случаю, согласно необходимости (это, к примеру, таинство Крещения, Исповеди, обряд водосвятия, освящение дома, и другие).
Изучение богослужения невозможно без изучения богослужебных помещений, принадлежностей, книг - то, что составляет предмет церковной
археологии
, а также изучения богослужебной гимнографии. Частной проблемой литургических исследований можно назвать вопросы церковного пения.
Наконец следует упомянуть о проблеме, лежащей на стыке литургики, каноники и филологии - проблеме богослужебном языке.
Если же подходить к литургике с точки зрения хронологии, то можно назвать следующие изучаемые периоды: Богослужение Древней Церкви, Византийское богослужение, Древнерусское богослужение (распределяющееся на периоды: Студийского устава, Иерусалимского устава, Книжной справы и XVII века), богослужение Синодального периода, богослужение XX века.


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9