От авторов
Стержнем любой научной дисциплины является терминология. Именно наличие точной терминологии дает возможность формировать соответствующую систему знания. Особенность богословской терминологии заключается в том, что она формировалась в течение многих столетий и в контексте постоянных богословских споров, которые никогда не носили чисто научного теоретического характера. Кроме того, исторически богословская терминология постоянно взаимодействовала с философским понятийным аппаратом, инкорпорировала многочисленные философские термины, однако, нередко наполняя их существенно иным содержанием. В силу этого богословские термины часто оказывались многозначными, а их значение могло не только изменяться от эпохи к эпохе, но и заметно разниться у авторов одного и того же времени. Эти обстоятельства требуют очень осторожного и вдумчивого отношения к вопросам богословской терминологии.
Поскольку христианское вероучение представляет собой упорядоченную систему знания, богословская терминология, посредством которой это знание выражается, также стремится к систематичности. Выявление понятийно-терминологической системы того или иного автора, принадлежащего христианской традиции, часто становится ключом к пониманию особенностей его богословской мысли. Поэтому одним из специальных методов догматического богословия является выявление понятийно-терминологических систем и сравнительный анализ систем, сформировавшихся в рамках различных направлений богословской мысли.
Изучение истории догматических движений, так же, как и систематического догматического богословия невозможно без общего представления о понятийно-терминологической системе православного богословия, об основных этапах и обстоятельствах ее формирования, о современных научных проблемах, связанных с изучением богословской терминологии. Одной из главных трудностей, как в учебной, так и в исследовательской деятельности богослова-догматиста, является работа с основными богословскими понятиями и терминами. Богословие является «точной» наукой, и богослов не имеет права оперировать в своей работе ни двусмысленными терминами, ни понятиями, лишенными точно определенного содержания. Особенности понятийно-терминологических систем многочисленных христианских мыслителей, живших и творивших на пространстве двух тысячелетий, столь многообразны и значительны, что исчерпывающее систематическое описание истории богословской терминологии вряд ли вообще возможно. Поэтому ученый-догматист обязан обладать умением применять базовые знания в области богословской терминологии к изучению терминологических особенностей, имеющих место как у отдельных авторов, так и в различных направлениях богословской мысли.
Первый раздел «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев» (автор — прот. Н. Емельянов) дает представление об эпохе IV–V вв., когда впервые в истории христианской мысли начала складываться собственно систематическая понятийно-терминологическая база догматического богословия. Триадологическая терминология Каппадокийцев и их современников является своего рода отправным пунктом в изучении проблем богословской терминологии в целом. Изложение материала в этом разделе методологически основано на выявлении конкретной терминологической базы, в данном случае Великих Каппадокийцев, и построении на ее основе системы базовых терминов.
Второй раздел «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского» (автор — прот. О. Давыденков) связан с проблематикой другого важнейшего периода в истории развития богословской терминологии — христологических споров V–VI веков. В этом разделе показано взаимодействие и противостояние двух взаимоисключающих понятийно-терминологических систем: монофизитской и диофизитской. Методологической основой этого раздела стало выявление некоторых характерных особенностей христологического учения Севира посредством сравнения его терминологической системы с диофизитской.
Третий раздел «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века» (автор — С. А. Чурсанов) представляет собой попытку выявления системы богословской терминологии, сложившейся в православном богословии XX–XXI веков в методологичесих рамках неопатристического синтеза, предполагающего такое предствление богословского содержания святоотеческой мысли, которое связано с привлечением избранных и соответствующим образом уточненных современных культурно-философских выразительных средств. В данном разделе методологической основой изложения является генетический анализ современной богословской терминологии путем выявления ее преемственности с терминологией Великих Каппадокийцев.
Авторы намеренно предлагают три не связанных между собой очерка, освещающих общую тему в разных хронологических и методологических рамках, чтобы, по возможности, отразить богатство палитры проблем, связанных с изучением богословской терминологии. Представленные в сборнике методы научного анализа богословской терминологии дают возможность их использования и применения в научных исследованиях.
Сборник предназначен не только для специалистов, но в первую очередь для студентов и аспирантов, изучающих догматическое и сравнительное богословие, а также патрологию. Поэтому каждый раздел снабжен вопросами для самостоятельной работы с текстом. Общие вопросы ко всему сборнику, связанные с сопоставлением содержания всех трех его разделов, помещены в конце текста.
Авторы открыты для критики и дискуссии и надеются на продолжение работы над проблемами богословской терминологии, как в содержательном, так и методологическом аспектах. Подобные темы требуют масштабной разработки проблемы и возможны только в рамках широкого сотрудничества исследователей, специализирующихся в разных областях научного богословия.
Сведения об авторах
Протоиерей Олег Викторович Давыденков — доктор богословия, кандидат философских наук, профессор кафедры Догматического богословия ПСТГУ, заведующий кафедрой Древних Восточных церквей ПСТГУ. Родился в 1966 г., окончил Московский автодорожный институт и Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 1996 г. рукоположен в сан священника. В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия на тему «Христологическая система Севира Антиохийского (догматический анализ)», в 2008 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Философско-догматическая система Севира Антиохийского и ее место в истории византийской философско-теологической мысли».
Протоиерей Николай Николаевич Емельянов — старший преподаватель кафедры Догматического богословия, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ. Родился в 1973 г., окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 1995 г. рукоположен в сан священника. С 2003 г. заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ.
Сергей Анатольевич Чурсанов — кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры Догматического богословия ПСТГУ. Родился в 1962 г., окончил Московский авиационный институт, Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Институт Европейских Культур при Российском Государственном гуманитарном университете. В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Понятие личности в православном богословии XX века», в 2007 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Православный персонализм XX века как методологическая основа богословия и гуманитарных исследований в философии культуры».
Содержание:
Прот. Н. Н. Емельянов
Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев
- Терминологическая проблема троичного богословия IV века
- Значение терминов «сущность» (oЩs…a), «природа» (fÚsij), «ипостась» (ØpÒstasij) и «лицо» (prÒswpon) в троичном богословии IV века. Внецерковные влияния
- Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) 1.3. Различное понимание термина «единосущие». Проблема «омоусиос» и «омиусиос»
- Систематизация троичной терминологии Великими Каппадокийцами
- Критерии различения понятий ипостась и сущность
- Понятие лицо — ипостась. Богословское понятие личности
- Точное определение терминов и соотношение обозначаемых ими понятий
- Единосущие Лиц Пресвятой Троицы Вопросы к разделу «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев» Список источников и литературы к разделу «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев»
Прот. О. В. Давыденков
Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского
- Основные философские понятия и термины в системе Севира
- Сущность. Категория «сущность» как выражение реального бытия в системе Севира
- Ипостась. Диалектика категорий «сущность» и «ипостась» в системе Севира
- Природа. Амфиболия понятия «природа» в системе Севира
- Лицо. Синонимия понятий «лицо» и «ипостась» в системе Севира
- Особенности христологической терминологии Севира
- Категория «сущность» как средство выражения различия в учении Севира
- Природа. Редукция понятия «природа» в христологии Севира
- Соотношений понятий «ипостась» и «лицо» в христологии Севира Вопросы к разделу «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского» Список источников и литературы к разделу «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского»
С. А. Чурсанов
Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века
- Основные богословские понятия в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов
- Философский контекст начала эпохи Вселенских Соборов
- Этимология и основные значения слов prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij в дохристианской письменности
- Слова prÒswpon и ØpÒstasij в Священном Писании
- Соотношение понятий prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij в дохристианской письменности Вопросы к введению и первой части раздела
- Понятия лица (prÒswpon), ипостаси (ØpÒstasij), сущности (oÙs…a)
и природы (fÚsij) в сотериологической перспективе триадологии Великих
Каппадокийцев
- Триадология святителя Афанасия Великого
- Понятия лица (prÒswpon), ипостаси (ØpÒstasij), сущности (oÙs…a) и природы (fÚsij) в триадологии Великих Каппадокийцев
- Личностные аспекты единства Пресвятой Троицы в богословии Великих Каппадокийцев
- Сотериологическая перспектива тринитарной терминологической системы Великих Каппадокийцев Вопросы ко второй части раздела
- Нетерминологические средства выражения содержания основных богословских понятий в православном богословии
- Субъект и предикат
- Местоимение
- Имя собственное
- Грамматическая категория рода Вопросы к третьей части раздела. Вопросы к разделу «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века» Список источников и литературы к разделу «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века»