В издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел сборник «Основная богословская терминология»
События

От авторов

Стержнем любой научной дисциплины является терминология. Именно наличие точной терминологии дает возможность формировать соответствующую систему знания. Особенность богословской терминологии заключается в том, что она формировалась в течение многих столетий и в контексте постоянных богословских споров, которые никогда не носили чисто научного теоретического характера. Кроме того, исторически богословская терминология постоянно взаимодействовала с философским понятийным аппаратом, инкорпорировала многочисленные философские термины, однако, нередко наполняя их существенно иным содержанием. В силу этого богословские термины часто оказывались многозначными, а их значение могло не только изменяться от эпохи к эпохе, но и заметно разниться у авторов одного и того же времени. Эти обстоятельства требуют очень осторожного и вдумчивого отношения к вопросам богословской терминологии.

Поскольку христианское вероучение представляет собой упорядоченную систему знания, богословская терминология, посредством которой это знание выражается, также стремится к систематичности. Выявление понятийно-терминологической системы того или иного автора, принадлежащего христианской традиции, часто становится ключом к пониманию особенностей его богословской мысли. Поэтому одним из специальных методов догматического богословия является выявление понятийно-терминологических систем и сравнительный анализ систем, сформировавшихся в рамках различных направлений богословской мысли.

Изучение истории догматических движений, так же, как и систематического догматического богословия невозможно без общего представления о понятийно-терминологической системе православного богословия, об основных этапах и обстоятельствах ее формирования, о современных научных проблемах, связанных с изучением богословской терминологии. Одной из главных трудностей, как в учебной, так и в исследовательской деятельности богослова-догматиста, является работа с основными богословскими понятиями и терминами. Богословие является «точной» наукой, и богослов не имеет права оперировать в своей работе ни двусмысленными терминами, ни понятиями, лишенными точно определенного содержания. Особенности понятийно-терминологических систем многочисленных христианских мыслителей, живших и творивших на пространстве двух тысячелетий, столь многообразны и значительны, что исчерпывающее систематическое описание истории богословской терминологии вряд ли вообще возможно. Поэтому ученый-догматист обязан обладать умением применять базовые знания в области богословской терминологии к изучению терминологических особенностей, имеющих место как у отдельных авторов, так и в различных направлениях богословской мысли.

Первый раздел «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев» (автор — прот. Н. Емельянов) дает представление об эпохе IV–V вв., когда впервые в истории христианской мысли начала складываться собственно систематическая понятийно-терминологическая база догматического богословия. Триадологическая терминология Каппадокийцев и их современников является своего рода отправным пунктом в изучении проблем богословской терминологии в целом. Изложение материала в этом разделе методологически основано на выявлении конкретной терминологической базы, в данном случае Великих Каппадокийцев, и построении на ее основе системы базовых терминов.

Второй раздел «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского» (автор — прот. О. Давыденков) связан с проблематикой другого важнейшего периода в истории развития богословской терминологии — христологических споров V–VI веков. В этом разделе показано взаимодействие и противостояние двух взаимоисключающих понятийно-терминологических систем: монофизитской и диофизитской. Методологической основой этого раздела стало выявление некоторых характерных особенностей христологического учения Севира посредством сравнения его терминологической системы с диофизитской.

Третий раздел «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века» (автор — С. А. Чурсанов) представляет собой попытку выявления системы богословской терминологии, сложившейся в православном богословии XX–XXI веков в методологичесих рамках неопатристического синтеза, предполагающего такое предствление богословского содержания святоотеческой мысли, которое связано с привлечением избранных и соответствующим образом уточненных современных культурно-философских выразительных средств. В данном разделе методологической основой изложения является генетический анализ современной богословской терминологии путем выявления ее преемственности с терминологией Великих Каппадокийцев.

Авторы намеренно предлагают три не связанных между собой очерка, освещающих общую тему в разных хронологических и методологических рамках, чтобы, по возможности, отразить богатство палитры проблем, связанных с изучением богословской терминологии. Представленные в сборнике методы научного анализа богословской терминологии дают возможность их использования и применения в научных исследованиях.

Сборник предназначен не только для специалистов, но в первую очередь для студентов и аспирантов, изучающих догматическое и сравнительное богословие, а также патрологию. Поэтому каждый раздел снабжен вопросами для самостоятельной работы с текстом. Общие вопросы ко всему сборнику, связанные с сопоставлением содержания всех трех его разделов, помещены в конце текста.

Авторы открыты для критики и дискуссии и надеются на продолжение работы над проблемами богословской терминологии, как в содержательном, так и методологическом аспектах. Подобные темы требуют масштабной разработки проблемы и возможны только в рамках широкого сотрудничества исследователей, специализирующихся в разных областях научного богословия.

Сведения об авторах

Протоиерей Олег Викторович Давыденков — доктор богословия, кандидат философских наук, профессор кафедры Догматического богословия ПСТГУ, заведующий кафедрой Древних Восточных церквей ПСТГУ. Родился в 1966 г., окончил Московский автодорожный институт и Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 1996 г. рукоположен в сан священника. В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия на тему «Христологическая система Севира Антиохийского (догматический анализ)», в 2008 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Философско-догматическая система Севира Антиохийского и ее место в истории византийской философско-теологической мысли».

Протоиерей Николай Николаевич Емельянов — старший преподаватель кафедры Догматического богословия, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ. Родился в 1973 г., окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 1995 г. рукоположен в сан священника. С 2003 г. заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ.

Сергей Анатольевич Чурсанов — кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент кафедры Догматического богословия ПСТГУ. Родился в 1962 г., окончил Московский авиационный институт, Богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Институт Европейских Культур при Российском Государственном гуманитарном университете. В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему «Понятие личности в православном богословии XX века», в 2007 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Православный персонализм XX века как методологическая основа богословия и гуманитарных исследований в философии культуры».

Содержание:

Прот. Н. Н. Емельянов
Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев

  1. Терминологическая проблема троичного богословия IV века
    1. Значение терминов «сущность» (oЩs…a), «природа» (fÚsij), «ипостась» (ØpÒstasij) и «лицо» (prÒswpon) в троичном богословии IV века. Внецерковные влияния
    2. Проблема соотношения восточной и западной троичной терминологии (essentia, substantia, persona) 1.3. Различное понимание термина «единосущие». Проблема «омоусиос» и «омиусиос»
  2. Систематизация троичной терминологии Великими Каппадокийцами
    1. Критерии различения понятий ипостась и сущность
    2. Понятие лицо — ипостась. Богословское понятие личности
    3. Точное определение терминов и соотношение обозначаемых ими понятий
    4. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы Вопросы к разделу «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев» Список источников и литературы к разделу «Основная богословская терминология в контексте троичного богословия Великих Каппадокийцев»

Прот. О. В. Давыденков
Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского

  1. Основные философские понятия и термины в системе Севира
    1. Сущность. Категория «сущность» как выражение реального бытия в системе Севира
    2. Ипостась. Диалектика категорий «сущность» и «ипостась» в системе Севира
    3. Природа. Амфиболия понятия «природа» в системе Севира
    4. Лицо. Синонимия понятий «лицо» и «ипостась» в системе Севира
  2. Особенности христологической терминологии Севира
    1. Категория «сущность» как средство выражения различия в учении Севира
    2. Природа. Редукция понятия «природа» в христологии Севира
    3. Соотношений понятий «ипостась» и «лицо» в христологии Севира Вопросы к разделу «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского» Список источников и литературы к разделу «Основные особенности философской и богословской терминологии в системе Севира Антиохийского»

С. А. Чурсанов
Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века

  1. Основные богословские понятия в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов
    1. Философский контекст начала эпохи Вселенских Соборов
    2. Этимология и основные значения слов prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij в дохристианской письменности
    3. Слова prÒswpon и ØpÒstasij в Священном Писании
    4. Соотношение понятий prÒswpon, fÚsij, oÙs…a и ØpÒstasij в дохристианской письменности Вопросы к введению и первой части раздела
  2. Понятия лица (prÒswpon), ипостаси (ØpÒstasij), сущности (oÙs…a) и природы (fÚsij) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев
    1. Триадология святителя Афанасия Великого
    2. Понятия лица (prÒswpon), ипостаси (ØpÒstasij), сущности (oÙs…a) и природы (fÚsij) в триадологии Великих Каппадокийцев
    3. Личностные аспекты единства Пресвятой Троицы в богословии Великих Каппадокийцев
    4. Сотериологическая перспектива тринитарной терминологической системы Великих Каппадокийцев Вопросы ко второй части раздела
  3. Нетерминологические средства выражения содержания основных богословских понятий в православном богословии
    1. Субъект и предикат
    2. Местоимение
    3. Имя собственное
    4. Грамматическая категория рода Вопросы к третьей части раздела. Вопросы к разделу «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века» Список источников и литературы к разделу «Основные богословские понятия в сотериологической перспективе православной триадологии IV века»

ПСТГУ


Другие публикации на портале:

Еще 9