Новогодний Диалог
В преддверии наступающих праздников предлагаем вниманию читателей сайта богословское размышление о времени, построенное в виде диалога.
Статья

Момент праздника

Иеромонах Иосиф (Павлинчук): В преддверии Нового Года мы спешим поздравить наших близких и дальних, родственников и друзей, знакомых и приятелей, начальников и подчиненных. Дома и площади украшаются, облачаются в торжественные наряды. В чем же суть этих поздравлений, в чем смысл убранств и ликований? Какая выгода, какая перспектива этого праздника? Как следует нам, христианам относиться к нему?

Диакон Августин Соколовски: Новый Год – это момент, когда повседневное повторяющееся время надламывается и дает место новому. Момент этот почти не уловим, раскрывается в ожидании праздника и исчезает в самом праздновании. Новый год – один из самых неуловимых праздников, его суть во времени, которое само по себе не определимо.

 

Объяснение времени

о. Иосиф: У святителя Августина есть прекрасное объяснение времени. Время, говорит он, лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было - его нет; будущее будет, и его нет, а что есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно - точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Это объяснение времени, как и празднование его определенного отрезка, в данном случае Нового Года, призывает нас над многим поразмыслить.

о. Августин: Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности – богообразность в неповторимости. Но ко времени в истории прилепилась смерть…

В праздновании нового года нам приоткрывается победа над временем, в убежденности, что мы живем во времени, но можем его преодолеть. «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет» (Откр. 10, 5-6). Это и дистанцированность человека от истории, о которой также говорил святитель Августин.

 

Время всякой вещи

о. Иосиф: «Времени больше не будет». Это пророческое изречение святого апостола Иоанна Богослова заставляет нас ценить настоящее время, как некое сокровище. Другой апостол, апостол язычников Павел призывает "дорожить временем" или как в славянском переводе стоит: «искупуй время яко дни лукави" (Еф. 5.16) Получается, что временем можно пользоваться как неким капиталом. Недаром русская пословица гласит "время деньги". Интересно, что примерно так это понимал и святитель Иоанн Златоуст. В своем Слове на Новый 387 год он пишет: «Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни, и скажи сам себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?» Этот вопрос вселенского святителя и учителя заставляет нас оглянуться назад в прошлое, в уходящий год, оценить его не в материальных эквивалентах, а исключительно духовных. И еще одно важное замечание: размышления Иоанна Златоуста это не охи неудачника, а динамика, раскрывающая перспективу будущего, перспективу Нового Года.

о. Августин: Новый Год по-разному встречается во многих странах и нигде, как кажется, ему не придается столь важное значение, как у нас. Связано ли это с ушедшей в прошлое эпохой, когда идеология делала время закрытым, а празднование перемены времени открывало возможность увидеть, что за временем есть продолжение, или же, так, особенным неузнанным образом, раскрывает себя Рождество?

о. Иосиф: А может и то и другое. Мне кажется, самое важное здесь с каким чувством встречает его человек, что он ожидает от нового года. Каким он его для себя раскрывает. В советскую эпоху большое внимание уделялось отчетам, докладам о проделанной работе, о выполненном, перевыполненном плане. В западных странах людям присуще кропотливое составление "планинга", расписания на следующий год, где каждый день расписан почти поминутно.

 

Икона времени

о. Августин: Советская эпоха делала время монолитным, скрывала для человека выход из времени, отождествляла его с историей. Все, или почти все праздники укрепляли этот опыт секуляризованного времени. Но Новый Год говорил о возможности иного, нового, прорыва и исхода из детерминированности дней и расписаний. Новый Год напоминает о Пришествии Христовом, Его Возвращении.

о. Иосиф: История празднования Нового Года очень древняя. Трудно указать начало этого праздника. Почти во всех культурах и народах отмечали день, в который начинался Новый Год. Отмечали в разные дни и в разные времена года. Чаще всего он приходился на весну, время, когда вся природа возрождалась к жизни. Сравнение Нового Года с верой в Возвращение Христа говорит о человеческом желании возродиться, возвыситься над суетой и приготовить себя к Новой Жизни. В традициях связанных с празднованием Нового Года много языческих обычаев, суеверий, но они порой могут направлять человека к изменению, улучшению, преображению. Главное не запутаться во всех деталях новогоднего празднования, а открыть для себя глубинный смысл и его христианское понимание.

о. Августин: Христианское время – время мессианское. Это означает качественную инаковость бытия и переживания времени, раскрывающуюся в вере в Пришедшего. Мессианское время подразумевает распад хронологической реальности, это время, соотнесенное с вечностью в состоянии готовности раскрыться. Делаясь иконой Грядущего, оно несет в себе славу, для участия в которой живет человек.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9