
Аннотация. В статье рассматриваются взгляды одного из выдающихся греческих богословов митрополита Иерофея (Влахоса) как составляющая «теории первенства власти» Константинопольского патриархата в связи с так называемым украинским вопросом. После того как Русская Православная Церковь прервала евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом в октябре 2018 г., митрополит Иерофей изложил свою теорию о предоставлении автокефалии с позиций Константинопольской Церкви. Данная теория, по сути, является искажением православной экклесиологии, поскольку из-за института первенства нарушаются равноправные отношения между Поместными Православными Церквями. В начале статьи рассматривается теория митрополита Иерофея об автокефальной Церкви. Его уверенность в особом праве Константинополя предоставлять автокефалию необоснованна, поскольку одной Поместной Церкви предоставляется чрезмерная привилегия, выходящая за пределы ее почетных прав и обязанностей. Подробно рассматривается теория митрополита о поэтапном предоставлении автокефалии: 1) «по икономии» Константинопольским патриархом, а затем 2) «по акривии» всецерковным Собором. В любом случае митрополит поддерживает Константинопольского патриарха в его действиях, ведущих к расколу, что затрудняет возможность восстановления мира между Поместными Православными Церквями. В заключение автор резюмирует: антирусская риторика митрополита Иерофея свидетельствует о его предвзятом и ненаучном подходе к истории России и Русской Церкви. Его искаженное понимание истории позволяет ему «оправдать» решения Константинополя, радикально нарушившие мир и согласие во Вселенской Церкви.
Источник
Дионисий (Шлёнов А. В.), игум. Позиция митрополита Иерофея (Влахоса) как составляющая «теории первенства власти» Константинопольского патриархата. DOI: 10.51216/2687 072Х_2025_1_143. EDN: BKMSKF // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 1 (30). С. 143–166.