
Аббатство в Эйхвальде
Каспар Давид Фридрих
Аннотация. В статье предпринимается попытка предложить новый взгляд на учение о Софии прот. С. Булгакова. Софию часто рассматривали как «надуманный элемент» в системе взглядов Булгакова. Ее появление объяснялось различными влияниями: работ Вл. Соловьёва, гностицизма, рационалистической философии и т. д. Автор статьи отстаивает иную точку зрения и считает, что учение о Софии сложилось в результате осмысления проблематики, исконно и неотъемлемо присущей мироощущению Булгакова. Предлагается рассматривать Булгакова как носителя поэтического взгляда на мир, родственного европейскому и русскому романтизму, что подтверждается сопоставлением работ Булгакова с художественными произведениями конца XVIII — начала XIX в. Содержание этой литературной традиции тесно связано с явлением, которое Булгаков обозначал как «природную мистику». Одним из центральных элементов такой мистики было соотнесение природы и некоего женственного начала. После возвращения к вере Булгаков стремился создать целостное мировоззрение, в котором были бы с христианской точки зрения осмыслены предчувствия художников и поэтов. В «природной мистике» он по-прежнему видел нечто положительное, восходящее к замыслу Творца о мире, но в то же время осознавал, что женственное существо, открывавшееся в природе его предшественникам поэтам, отнюдь не тождественно Христу, Сыну Божию. Представляется, что изменявшееся на протяжении жизни Булгакова учение о Софии — это результат усилий Булгакова по разрешению противоречий, неизменно встававших перед ним при попытке придать «христианский коэффициент» русской и европейской поэтической традиции.
Источник
Черепанов Д. Д. Поэзия и «природная мистика» в творчестве С. Н. Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2025. Вып. 117. С. 63–82. DOI: 10.15382/sturI2025117.63-82