
Аннотация. Если в процессе лечения или обследования в обсуждении с пациентом возникает этическая составляющая, от медицинского специалиста иногда требуется совет, как правильно поступить. Однако клиницисты, во‑первых, не всегда имеют такую возможность в силу недостатка времени, а во‑вторых, не всегда обладают должным объемом этических алгоритмов, которые можно предоставить пациенту или его родственникам. Широкое распространение новых биомедицинских технологий привело к значительному росту запросов на этические консультации в клинических условиях. В силу этих обстоятельств в США образовался институт специалистов по медицинской этике. Возникла новая специальность, а в больницах появились новые должности. При этом программа профессиональной подготовки консультантов по медицинской этике не является результатом следования признанному авторитету, не опирается на аргументы или разум, а продвигается через политическое доминирование. Учебная программа исходит из предположения, что существует светская, наполненная содержанием, каноническая мораль, в то время как такой морали не существует. Светская биоэтика со своим полностью фальсифицированным «моральным авторитетом» и «консенсусом» навязывает определенное видение добра и определенную моральную перспективу, независимо от того, считают ли убедительным это видение те, кому его навязывают, или нет. Именно благодаря политическому убеждению и силе одно конкретное и совершенно не универсальное моральное мировоззрение утверждается как авторитет. Оценка деятельности специалистов по медицинской этике представляет интерес в рамках изучения механизмов секуляризации общественного сознания, а также имеет значение для анализа перспектив развития отечественной биоэтики при возникновении аналогичных тенденций в нашей стране.
Источник
Шапошников Д., диак. Консультанты по медицинской этике — новые моральные авторитеты? // Христианское чтение. 2025. № 2. С. 180–193. DOI 10.47132/1814-5574_2025_2_180