Опубликовано: 29 декабря 2024
Источник
Богослов.RU

Редакцией портала «Богослов.Ru» подготовлен обзор научно-богословских публикаций по изучению истории и современного состояния духовного образования, вышедших в журналах и сборниках на русском языке в 2023 году. Материалом для обзора стали статьи, имеющие электронную версию, опубликованную на официальных сайтах научно-богословских периодических изданий. В рамках обзора проанализировано 39 статей, которые разделены на категории «Духовное образование в дореволюционный период» (21 статья), «Духовное образование в советский период» (4 статьи), «Духовное образование в наше время» (13 статей) и «Духовное образование в инославных конфессиях» (1 статья). В категорию «Духовное образование в наше время» включена одна статья о преподавании теологии и религиоведения в светских вузах, которая косвенно затрагивает вопросы духовного образования.
Борисов Н., диак. Образовательный уровень приходского духовенства Российской империи во второй половине XIX — начале XX века (на примере Черниговской епархии) // Христианское чтение. 2023. № 2. С. 254–261.
В статье диакон Николай Борисов предпринимает попытку проследить уровень образованности членов духовного сословия Российской империи на примере приходского духовенства Черниговской епархии во второй половине XIX — начале XX в. По словам автора статьи, требования законов об образовательном и возрастном цензе кандидатов на рукоположение вступали в противоречие с проблемой нехватки священно- и церковнослужителей в епархиях. Согласно данным, которые приводит автор, к началу Первой мировой войны большое количество священников, диаконов и псаломщиков не имели оконченного семинарского образования, а многие имели только низшее образование, в лучшем случае на уровне первых двух классов семинарии или духовного училища. Духовенству с таким уровнем подготовки было сложно отвечать на вызовы времени. Как отмечает автор, в связи с открывшейся для детей духовенства возможностью выхода из духовного сословия наблюдался отток способных и хорошо образованных представителей духовного сословия в светскую среду. В результате, согласно выводу автора, в условиях войны и революционных потрясений Русская Церковь испытывала острую нехватку в умных и образованных священно- и церковнослужителях, когда они были особенно необходимы.
Викторин (Асеев), иером. Нравственное состояние учащихся духовных школ начала XX века в дневниках архиепископа Никона (Рождественского) // Церковный историк. 2023. № 2 (12). С. 35–46.
В статье иером. Викторина рассматриваются дневниковые записи архиеп. Никона (Рождественского), свидетельствующие о нравственном состоянии учащихся в церковно-приходских школах, духовных семинариях и академиях в начале ХХ в. Как пишет автор статьи, в своих записях архиеп. Никон отмечает проблему того, что многие учащиеся семинарий воспринимали духовное образование как базу для продолжения образования с целью в дальнейшем занять какую-либо светскую или государственную должность, в то время как различные епархии Русской Церкви испытывали нехватку кадров, что, в свою очередь, влекло за собой ряд других проблем, в том числе проблему нравственной деградации общества. В то же время многие выпускники семинарий отличались ленью, пьянством, атеизмом и другими пороками. Кроме того, архиеп. Никон был обеспокоен распространением в духовных школах революционного духа, в том числе через представителей профессорско-преподавательской корпорации. Согласно выводам автора статьи, архиеп. Никон считал Русскую Церковь блюстителем нравственной чистоты в обществе, поэтому в рамках своего архиерейского служения стремился бороться с различными человеческими пороками, в том числе с повсеместным охлаждением в вере у подрастающего поколения и будущих священнослужителей.
Гришин М. И. Попытки введения медицины и сельского хозяйства в курс средних духовно-учебных заведений в первой половине XIX века // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 3 (22). С. 88–105.
В статье М. И. Гришина описываются попытки преподавания медицины и сельского хозяйства в семинариях в первой половине XIX в. По словам автора, инициаторами этих дополнений в семинарскую учебную программу были обер-прокурор Н. А. Протасов и министр народного просвещения П. Д. Киселев. Автор статьи приводит критику этих нововведений, высказывавшуюся свт. Филаретом Московским. Согласно выводам М. И. Гришина, включение медицины и сельского хозяйства в семинарский курс было достаточно формальной мерой: выделенные для них часы не могли дать основательных знаний, но при этом введение этих предметов нарушало систему преподавания в рамках устава семинарского курса 1814 г. в целом.
Дремов Н. Н. «Московские церковные ведомости» как источник по истории Коломенского духовного училища // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 1 (20). С. 28–34.
В статье Н. Н. Дремов предпринимает попытку доказать, что журнал «Московские церковные ведомости» содержит богатую информацию об истории Коломенского духовного училища и поэтому является важным источником для ее изучения. Автор статьи приводит анализ, классификацию и описание исторических данных из доступных отсканированных выпусков журнала за 1880–1918 гг. По словам Н. Н. Дремова, его статья имеет важное значение в качестве справочного материала для архивно-исследовательских работ по истории Коломенского духовного училища и Коломенской семинарии.
Дружинин А. В. Митрополит Филарет (Дроздов) и подготовка пастырей в российской духовной школе в первой половине XIX века // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 244–262.
В статье А. В. Дружинин предпринимает попытку прояснить результаты деятельности свт. Филарета Московского в области богословия и духовного образования в контексте пастырской подготовки. По словам автора, текстов свт. Филарета, специально посвященных подготовке священников в рамках духовной школы или богословскому осмыслению священства, к настоящему времени не обнаружено. Поэтому его идеи по этому вопросу необходимо реконструировать из «непрофильных» текстов, имплицитно содержащих взгляд на пастырскую подготовку в духовной школе. А. В. Дружинин рассматривает преподавательскую и проектно-аналитическую деятельность свт. Филарета в эпоху Александра I и Комиссии духовных училищ, его участие в управлении духовными школами при обер-прокуроре Н. А. Протасове и, наконец, его вклад в преобразование системы духовного образования в эпоху Великих реформ. Согласно выводам автора, свт. Филарет (Дроздов) оказался одним из немногих деятелей системы духовного образования первой половины XIX в., которые пытались преодолеть разрыв между осмыслением священства и практикой подготовки священников в духовных школах, и старался внедрять в учебный процесс в духовных школах идеи, касающиеся осмысления пастырства. По словам А. В. Дружинина, использование опыта свт. Филарета может помочь избежать ошибок, приводящих к уклонению духовной школы от своей основной цели — подготовки христианина к пастырскому служению, обеспечивающему преемство Предания в Церкви.
Ершов В., прот. Деятельность Общесеминарского союза в годы первой русской революции 1905–1907 гг. на примере Пензенской духовной семинарии // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 322–332.
В статье прот. Вадим Ершов рассматривает проявления революционных настроений и участие в революционном движении учащихся Пензенской семинарии в годы первой русской революции, закончившиеся убийством ректора, архим. Николая (Орлова), и закрытием семинарии.
Зотин А. А., диак. Преподаватели и преподавание каноники в Казанской духовной академии в воспоминаниях современников: первый этап (1842–1859) // Праксис. 2024. № 3 (12). С. 118–137.
В статье диакон Андрей Зотин рассматривает особенности преподавания канонического права в Казанской духовной академии в 1842–1859 гг. Статья содержит большое количество биографических сведений, проливающих свет на практику преподавания канонического права в Казанской академии в этот период. В результате проведенного исследования о. Андрей выделяет следующие характерные признаки преподавания каноники в Казанской академии в этот период: частую смену преподавателей, ориентированность на старшие академии в подборе преподавательских кадров, низкий статус дисциплины и отсутствие специалистов по предмету, поскольку обычно преподавание права поручалось в дополнение к основной нагрузке.
Зотин А. А., диак. Преподаватели и преподавание каноники в Казанской духовной академии в воспоминаниях современников: второй этап (1859–1864) // Праксис. 2023. № 4 (13). С. 25–35.
Настоящая статья, продолжающая предыдущую публикацию диакона Андрея Зорина, посвящена особенностям преподавания каноники в Казанской духовной академии в период 1859–1864 гг., связанный с преподавательской деятельностью А. С. Павлова. Согласно выводу автора, характерной чертой этого этапа преподавания каноники в Казанской академии является становление предмета как серьезной академической дисциплины, поскольку А. С. Павлову удалось развить преподавание с уровня сухой, неинтересной студентам и совершенно неразработанной дисциплины до уровня науки с академической постановкой курса.
Кремнев Д. Н., диак. Тобольское женское епархиальное училище в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (16). С. 89–98.
В статье диакон Дмитрий Кремнев, опираясь на архивные документы и материалы церковной периодики, описывает историю Тобольского епархиального женского училища в конце XIX — начале XX в. Как пишет автор, женское духовное училище, открытое по инициативе архиепископа Варлаама (Успенского), было предназначено для решения проблемы получения образования девушками из духовного сословия и стало первым женским духовным учебным заведением в Западной Сибири. По словам автора, главной проблемой училища оставалась его переполненность, связанная с отсутствием материально-технической базы должного уровня для открытия параллельных классов. Несмотря на это, училище вполне справлялось со своими задачами, при этом находя возможности для совершенствования учебного процесса.
Кузьмина И. В. Выбор начальника Токийской духовной семинарии: анализ письма Иоанна Кавамото (Сэнума) святителю Николаю Японскому // Угрешский сборник. Труды преподавателей Николо-Угрешской православной духовной семинарии. 2023. Вып. 14. С. 122–129.
Статья И. В. Кузьминой посвящена истории Токийской духовной семинарии в конце XIX в. и, в частности, выбору свт. Николаем Японским начальника для этого учебного заведения. Исследователям известно письмо свт. Николая японскому студенту Киевской духовной академии Иоанну Кавамото (Сэнума) с предложением занять эту должность; автор статьи впервые предпринимает попытку анализа ответного письма Иоанна Кавамото свт. Николаю, написанного в 1895 г. Как пишет автор, если руководителями духовной школы в Токио были сам свт. Николай и сотрудники русской православной миссии, то с течением времени преподавателями и инспекторами стали назначать японцев — выпускников русских духовных школ. Как отмечает автор, в связи с дурным влиянием русских студентов на приехавших японцев, с 1899 г. свт. Николай перестал отправлять японских студентов учиться в Россию. В конечном итоге, по словам автора, Иоанн Кавамото (Сэнума) стал именно тем педагогом из японских академистов, на которого свт. Николай мог впоследствии полностью положиться в организации учебного и воспитательного процесса в Токийской семинарии.
Ларионов Д. С., свящ. Участие профессора П. В. Знаменского в научно-исследовательской и преподавательской жизни Казанской духовной академии с 1860 по 1870 гг. // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 70–82.
Статья о. Дмитрия Ларионова посвящена обзору жизни и первого периода научно-исследовательской и преподавательской деятельности церковного историка профессора П. В. Знаменского. Как пишет автор статьи, в начальный период своей научно-преподавательской деятельности П. В. Знаменский сформировал церковно-историческую кафедру в Казанской духовной академии, что позволило поднять церковно-историческую науку в рамках этого учебного заведения на высокий уровень. Автор статьи анализирует научно-исследовательское творчество профессора, в частности его выпускную работу «Обозрение постановлений по церковным делам в России, изданных в начале XVIII столетия», и дает характеристику его преподавательской деятельности. В конечном итоге о. Дмитрий приходит к выводу, что проф. П. В. Знаменский был человеком высокой эрудиции, всесторонне образованным и с собственным взглядом на жизнь и науку, который в первый период cвоей научно-преподавательской деятельности побудил кафедры Казанской академии к новому пути в научных исследованиях и преподавании.
Масин В. В., иер. Всероссийский съезд ученого монашества в Московской духовной академии в 1917 г. // Церковный историк. 2023. № 4 (14). С. 78–88.
В статье о. Вячеслава Масина описываются предпосылки, ход и результаты проведения съезда ученого монашества, проходившего в 1917 г. в Московской духовной академии под председательством будущего патриарха Тихона (Беллавина), епископа Федора (Поздеевского) и архимандрита Гурия (Степанова). Среди проблем ученого монашества той эпохи автор называет его фактическую оторванность от монастырской жизни, а также невозможность полноценно развить интеллектуальный потенциал монахов, посвятивших себя просвещению, поскольку частые перемещения представителей ученого монашества и поставление из их среды архиереев затрудняли консолидацию образованных людей в нескольких академических центрах для создания сильной монашеской богословской школы. Главной темой съезда о. Вячеслав Масин считает поиск пути к консолидации сил ученых иноков. Результатами съезда стали, в том числе, разработка проекта Иноческого церковно-просветительского братства и выдвижение идеи о создании при монастырях пастырско-богословских и миссионерских школ. Автор статьи отмечает положительный характер тенденции общецерковного обсуждения вопросов, касающихся монашества, с участием ученого монашества — преподавателей и научных сотрудников духовных школ, которая наметилась в преддверии Поместного Собора 1917–1918 гг.
Панченко С. В. Повседневная жизнь студенческого сообщества Московской Духовной Академии в 1884–1905 гг. // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 37–44.
В статье С. В. Панченко представлен обзор повседневной жизни студентов Московской духовной академии в период после принятия Устава духовных академий 1884 г. до революционных событий 1905 г. В своем описании повседневной жизни студентов автор статьи сконцентрировался на рассмотрении условий их проживания, распорядка дня, питания и внешнего вида. Источниками для исследования С. В. Панченко послужили архивные документы, в том числе «Правила об обязанностях учащихся в Московской духовной академии», Устав академии и Журналы Совета академии, личные воспоминания студентов.
Панченко С. В. Типичный студент Московской духовной академии в конце XIX века: статистический анализ // Церковный историк. 2023. № 4 (14). С. 62–77.
Статья С. В. Панченко посвящена образу типичного студента Московской духовной академии в 1884–1905 гг. Основным источником для исследования послужили личные дела студентов. В статье содержится большое количество статистических данных.
Пашков В. П. Вопросы реформирования среднего духовного образования по материалам Предсоборного присутствия 1906 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 1 (13). С. 49–57.
В статье В. П. Пашкова дается обзор содержания протоколов заседаний V отдела Предсоборного присутствия 1906 г., посвященных реформе системы среднего духовного образования в России. Как пишет автор, ключевыми проблемами в системе духовного образования начала ХХ в., которые требовали конструктивных изменений, были преобладание сословности, низкий уровень образованности будущих священников, девальвация духовных ценностей и представлений о благодати священного сана из-за частых случаев вступления на этот путь по принуждению. В ходе обсуждений на заседаниях Предсоборного присутствия были предложены меры по преодолению этих и других недостатков семинарского образования. По словам автора, результаты этих обсуждений сохраняют свою актуальность, а предреволюционный опыт может послужить аналоговой базой для принятия некоторых решений.
Федоров Д. М., свящ. Новые материалы к биографии первого выборного ректора Московской духовной академии протоиерея Анатолия Петровича Орлова: происхождение семьи и студенческие годы в Московской духовной академии // Церковный историк. 2023. № 2 (12). С. 69–78.
Статья о. Дмитрия Федорова представляет собой очерк жизни прот. Анатолия Орлова (1879–1937), первого выборного ректора Московской духовной академии, до его вступления в должность преподавателя. В описании студенческих лет прот. Анатолия Орлова содержится большое количество информации об учебном процессе в Московской духовной академии в дореволюционную эпоху.
Ферапонт (Широков), иером. Архиепископ Николай (Зиоров) в отчетах ревизоров Учебного комитета при Святейшем Синоде // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 319–326.
В статье иером. Ферапонта (Широкова) представлен анализ отчетов ревизоров Учебного комитета при Святейшем Синоде, в которых содержатся сведения о деятельности одного из иерархов Русской Церкви рубежа XIX–XX вв. архиеп. Николая (Зиорова) в период его служения в духовных школах и архипастырства на Таврической кафедре. В статье содержится много информации об особенностях преподавания и поддержания дисциплины в семинариях той эпохи. На основании этих документов о. Ферапонт показывает вклад архиеп. Николая в развитие духовного образования, а также значимость его педагогических и административных трудов в оценках контролирующих органов Синода.
Ферапонт (Широков), иером. Динамика развития духовных семинарий после учебной реформы 1867 года (по материалам отчетов о ревизии) // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 2 (21). С. 62–69.
В статье иером. Ферапонт (Широков) на основании архивных документов о ревизиях Костромской, Рязанской, Нижегородской, Самарской и Астраханской семинарий предлагает анализ проведения преобразований семинарий после реформы духовной школы в 1867 г. Согласно выводам автора статьи, положение духовных школ после реформы духовного образования находилось под особым контролем вновь учрежденного центрального органа управления духовными школами, то есть Учебного комитета, через проверку ревизорами, в полномочия которых входило исправление ошибок и недочетов на местах. В некоторых наиболее сложных случаях проведение преобразований и развитие духовных школ требовало радикальных мер, в частности смены руководства семинарий и иногда — епархий, что способствовало исправлению сложившейся ситуации. По мнению иером. Ферапонта, следует высоко оценить роль ревизий духовных школ, которые выявляли многочисленные недостатки и тем самым способствовали их исправлению и становлению основательной духовной школы в России.
Ферапонт (Широков), иером. «Состояние семинарии неудовлетворительное из-за беспорядочного управления…»: первые ревизии духовных школ после реформы духовно-учебных заведений 1867 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. № 4 (16). С. 81–88.
Статья иером. Ферапонта (Широкова) написана на материалах первых ревизий духовных семинарий после реформы 1867 г., по которой духовные школы перешли в непосредственное ведение епархиальных архиереев при содействии Учебного комитета. По словам автора статьи, первые ревизии, с одной стороны, констатировали успех проведения реформы, с другой — отметили существенные недостатки в жизни духовных учебных заведений, которые не были устранены после введения в действие нового устава. Важную роль в проведении преобразований сыграла работа ревизора Святейшего Синода Н. А. Сергиевского.
Широков П. Ф. (иером. Ферапонт). Проблема взаимоотношений епархиальных архиереев с ревизорами Учебного комитета при Святейшем Синоде на примере архиепископа Саввы (Тихомирова) // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 331–337.
В статье иером. Ферапонта (Широкова) представлен анализ взаимоотношений архиереев с ревизорами Учебного комитета при Святейшем Синоде на примере архиепископа Тверского Саввы (Тихомирова). Как пишет автор статьи, ревизия Тверской семинарии, проведенная в 1888 г., выявила многочисленные недостатки в деятельности семинарии, что привело к конфликту между епископом и ревизором. На основании этого исторического материала иером. Ферапонт предпринимает попытку выявить особенности взаимоотношений епархиальной власти и контрольных органов Святейшего Синода.
Широков П. Ф. (иером. Ферапонт). Смоленская духовная семинария в годы реформы 60-х гг. XIX века (по материалам отчетов ревизоров Учебного комитета) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 4. С. 33–40.
Статья иером. Ферапонта (Широкова) посвящена истории развития духовного образования в период реформы 1860-х гг. на примере Смоленской духовной семинарии. Источниками, на которые опирается исследование о. Ферапонта, стали материалы четырех ревизий Смоленской семинарии, проведенных в 1868–1876 гг. Автор статьи предпринимает попытку показать характер становления учебной и воспитательной части в Смоленской семинарии, выявить основные проблемы и общую тенденцию развития духовной школы в первые годы после реформы. В результате автор отмечает положительную динамику развития Смоленской семинарии после реформы 1867 г., указывая, что ревизии хотя и свидетельствовали о некоторых проблемах учебной и воспитательной части, а также материального положения учащихся, в то же время показывали наличие преобразований и улучшений, что и являлось целью контрольно-ревизионной деятельности Учебного комитета.
Веретенников В. А. Николай Петрович Доктусов как инспектор Московской духовной академии // Церковный историк. 2024. № 2 (16). С. 157–164.
Статья В. А. Веретенникова посвящена Н. П. Доктусову — видному преподавателю и сотруднику администрации Московских духовных школ в 1944–1956 гг. и сотруднику Учебного комитета в 1956–1959 гг. Как пишет автор статьи, в 1944 г. Н. П. Доктусов стал доцентом по кафедре Священного Писания Нового Завета в Богословском институте, преобразованном впоследствии в Московскую духовную академию, в 1949 г. был введен в правление Академии, с 1951 г. стал инспектором. Кроме исполнения обязанностей инспектора, заведующего хозяйственной частью и преподавания Н. П. Доктусов составлял учебные пособия в связи с устарелостью тех, что имелись, или их отсутствием, разработал проект положения о денежных премиях за лучшие сочинения учащихся, проводил со студентами беседы на различные темы, консультировал по учебной, научной и педагогической работе. После перехода на работу в Учебный комитет Н. П. Доктусов составил проекты уставов духовных академий и семинарий, в рамках которых разработал основы методики семинарского преподавания, порядок проведения экзаменов и критерии оценивания знаний учащихся. По словам В. А. Веретенникова, Н. П. Доктусов был одним из представителей старой академической традиции и одним из тех, кто стоял у истоков возрождения духовного образования и Московской духовной академии.
Кечкин И., свящ. Архиепископ Мефодий (Мензак) как студент и преподаватель Московских духовных школ // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 304–313.
В статье о. Иоанна Кечкина рассматривается период становления архиепископа Мефодия (1914–1974) во время его учебы и преподавания в Московских духовных школах. Источниками для исследования стали журналы заседаний Ученого совета МДАиС, личное дело архиепископа Мефодия и другие документы из архива Московской духовной академии. Как отмечает автор, в период 1952–1959 гг., когда вл. Мефодий учился и преподавал в Московских духовных школах, он приобрел необходимые богословские знания, пастырские и административные навыки, а также познакомился с выдающимися деятелями Церкви, которые повлияли на его дальнейшее служение. Вскоре после завершения им преподавательской деятельности в МДАиС будущий вл. Мефодий был назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, а после — ректором Волынской духовной семинарии. Автор статьи приходит к выводу о том, что период пребывания в Московских духовных школах для архиеп. Мефодия определил всю его дальнейшую жизнь, без которого было бы сложно представить его архиерейское служение.
Рязанов И. С. Культурная жизнь Московской академии в ректорство архиепископа Филарета (Вахромеева) (1966–1973) // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 324–335.
Статья И. С. Рязанова посвящена истории Московских духовных школ в период ректорства архиеп. Филарета (Вахромеева). Автор статьи, опираясь на журналы заседаний Совета Московской духовной академии, рассматривает культурно-просветительскую деятельность духовной школы, описывает различные мероприятия для расширения кругозора учащихся, в том числе экскурсионные поездки в музеи Москвы и Московской области, посещение спектаклей в московских театрах, художественные выставки и выставки на исторические темы, научные доклады и лекции (в том числе выступления лекторов из общества «Знание»), показ художественных и документальных фильмов, музыкальные часы для знакомства с классической музыкой, познавательные викторины. Согласно выводу И. С. Рязанова, в период ректорства архиеп. Филарета (Вахромеева) общему и культурному развитию учащихся МДАиС уделялось очень большое внимание.
Тарнакин Н. А. Преподавание и преподаватели канонического права в первые годы существования Ленинградской духовной академии: к вопросу о преемственности // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 287–301.
В статье Н. А. Тарнакина рассматривается преемственность образовательной и научной моделей преподавания канонического права в Ленинградской духовной академии в период с 1946 г. по середину 1960-х гг.. Автор статьи подчеркивает, что говорить о преемственности возрожденных духовных школ можно лишь благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий. На основании изучения планов преподавания и стенограмм лекций Н. А. Тарнакин дает характеристику первым трем преподавателям канонического права в возрожденной Ленинградской духовной академии. Изучив образование и особенности биографии трех преподавателей, автор статьи приходит к выводу, что преемственность в преподавании канонического права в ЛДА была нелинейной.
Блохин В. С. Особенности изучения истории Поместных Церквей как учебной дисциплины // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 266–271.
В статье В. С. Блохина анализируется преподавание истории Поместных Церквей как учебной дисциплины, прежде всего на опыте Екатеринбургской семинарии. По мнению автора статьи, изучение истории Поместных Церквей целесообразно вести, делая акцент на исторические эпохи и особенности регионов; такой подход, по мысли автора, позволит студентам увидеть единую картину православного мира в рамках конкретного исторического периода и региона. Согласно выводу автора, описанный выше структурированный подход к изучению дисциплины развивает историческое мышление студентов, способствует формированию представления об истории зарубежного православия как едином многоаспектном процессе.
Бондарь С. О., свящ. Формирование и развитие высшего духовного образования после распада СССР: на примере Московского региона // Праксис. 2023. № 1 (10). С. 112–122.
В статье о. Симеона Бондаря рассматривается развитие высшего духовного образования в 1990-е гг. Как отмечает о. Симеон, после изменения церковно-государственных отношений на рубеже 1980–1990-х гг. возникла необходимость возрождения системы духовного образования, а также создания религиозного образования для мирян. Развитие духовного образования и дополнительного религиозного образования, в том числе для решения проблемы недостаточной образованности духовенства, стало важной темой обсуждения на Поместном соборе 1988 г. В дополнение к Московской духовной академии и семинарии в 1990-е гг. в московском регионе открываются Перервинская, Коломенская и Николо-Угрешская семинарии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет св. Иоанна Богослова и Свято-Филаретовский институт. Согласно выводу автора, в настоящее время духовные школы являются важным функциональным элементом церковной и богословской науки, системы образования в России.
Грошев Н. Б., прот. Развитие организационной самостоятельности студентов в образовательной среде высшей духовной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 16–25.
В статье прот. Николая Грошева рассматривается проблема становления образовательной среды духовной школы, влияющей на развитие личности студентов, в том числе их организационной самостоятельности. Прот. Николай Грошев приходит к выводу, что образовательная среда духовной школы должна быть направлена на оказание помощи студентам в развитии их организационной самостоятельности в условиях сбалансированного сочетания догматической и творческой образовательной среды. По его мнению, развитие организационной самостоятельности студентов семинарии должно происходить в единстве «внешних» и «внутренних» факторов, когда в достаточно закрытой образовательной среде семинарии с четкими правилами, предлагаемыми обстоятельствами и укладом жизни, создаются условия для формирования личностных качеств обучающихся: способности к самоорганизации, целеполаганию и готовности брать ответственность за принятые решения. Логика подготовки выпускника духовной школы должна быть основана на разумном сочетании элементов, свойственных догматической и творческой образовательной средам, синтез которых способен порождать новые возможности, развивающие личность обучающихся.
Дьячкова Н. А., Квасников С. В. Цифровизация в теологическом образовании: опыт Миссионерского института // Церковь. Богословие. История. 2023. № 4. С. 288–292.
В статье Н. А. Дьячковой и С. В. Квасникова рассматривается использование цифровых технологий в образовании на примере Миссионерского института в г. Екатеринбурге. По мысли авторов статьи, цифровизация учебного процесса является не досадной необходимостью, а важным вспомогательным средством для поддержания качества образовательного процесса на достойном уровне.
Кириченко В. Ю. Практические результаты усвоения студентами предмета архивной эвристики при работе над темой по истории Коломенской духовной семинарии и Коломенского духовного училища // Труды Коломенской духовной семинарии. 2023. № 1 (20). С. 10–27.
В статье В. Ю. Кириченко рассматривается методология работы по изучению истории отдельного духовного учебного заведения (Коломенской семинарии), в рамках которой студенты-историки приобретают практические навыки по работе с архивными документами и другими историческими источниками.
Ленков П. Д. Преподавание религиоведения и теологии в вузах России: проблемы и задачи, с точки зрения преподавателей религиоведения и теологии (по материалам экспертных интервью) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 110. С. 57–66.
Статья П. Д. Ленкова посвящена рассмотрению проблем и задач, с которыми сталкивается преподавание религиоведения и теологии с точки зрения преподавателей, с использованием результатов исследования 2022 г., проводившегося с помощью экспертного полуструктурированного интервью. Как отмечает автор статьи, введение теологии в систему высшего образования вызвало оживленные дискуссии в академической среде. Среди проблем, имеющих отношение к преподаванию теологии, отмечаются отсутствие линейки учебников, нехватка специалистов для преподавания на соответствующих кафедрах, недостаточная проработка самого концепта теологии в высшем образовании, опасность идеологизации и секуляризма. Один из опрошенных экспертов отметил существенные различия между семинарским и университетским теологическим образованием, в связи с которыми копирование семинарской модели преподавания в светском вузе представляется неуместным. По мнению П. Д. Ленкова, основные задачи преподавания религиоведения и теологии — это понимание религиозности и религиозного человека, формирование общероссийской гражданской идентичности и профилактика экстремистских тенденций, формирование религиозной культуры и выход на более интеллектуальный уровень собственно религиозной жизни.
Лескин П. А. Государственные требования к объектам спорта в образовательных организациях высшего духовного образования // Праксис. 2023. № 1 (10). С. 55–64.
Статья П. А. Лескина посвящена анализу основных документов, связанных с требованиями к объектам спорта в образовательных организациях высшего образования, с учетом специфики духовных учебных заведений. В статье разбираются федеральные законы и иные нормативные документы, которые устанавливают требования к проведению занятий по физкультуре и спорту в высших учебных заведениях, разбираются основные требования к помещениям и инвентарю для спортивных занятий.
Лизгунов П., свящ. Элементы специализации на бакалавриате: опыт Московской духовной академии // Праксис. 2023. № 2 (11). С. 15–22.
В статье о. Павла Лизгунова в контексте диалектики универсального и специализированного рассматривается учебный план бакалавриата духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Автор статьи объясняет необходимость сочетания универсализма единого учебного плана бакалавриата с элементами специализации различного профиля, рассматривает различные варианты внедрения специализации, такие как вариативная часть учебного плана, программы дополнительного образования и факультатива, а также описывает опыт Московской духовной академии по разработке системы факультативов, соответствующих последующим магистерским программам. Кроме того, специализация на бакалавриате проявляется в выборе студентами тем курсовых и выпускных работ. В результате внедрения элементов специализации, как отмечает о. Павел, абитуриенты магистратуры поступают на выбранные ими магистерские программы значительно более мотивированными, подготовленными и целеустремленными, чем до внедрения факультативов. При этом, по его словам, имеет значение не только получение студентом дополнительных знаний, но и сам момент фокусировки внимания на какой-либо области богословия в качестве направления его последующей исследовательской деятельности.
Лысевич А., свящ., Приходько П. М. Программа развития духовной образовательной организации: формальные требования и значение // Праксис. 2023. № 1 (10). С. 65–73.
Статья о. Андрея Лысевича и чтеца П. М. Приходько посвящена нормативным требованиям к программе развития организаций высшего образования. Авторы статьи рассматривают основные регулирующие документы и требования, предъявляемые к структуре и содержанию программ развития, предлагают варианты соотнесения программы развития духовной школы с общенациональными приоритетами развития, излагают соображения относительно пользы программы развития для духовных школ в настоящее время. Согласно выводу авторов, программа развития, несмотря на свою сложную структуру, может стать полезным инструментом для обеспечения финансирования мероприятий, направленных на развитие образовательной организации, и средством сплочения коллектива ради достижения целей развития.
Маршева Л. И. Преподавание церковнославянского языка на современном этапе (методические основы и проблемы) // Христианское чтение. 2023. № 1. С. 113–123.
В статье Л. И. Маршевой представлен авторский взгляд на общеметодологические и методические основы преподавания церковнославянского языка в высших духовных учебных заведениях. Л. И. Маршева отмечает важность широкого использования сравнительно-исторического метода в обучении литургическому языку, формирования устойчивой мотивации и интереса к его усвоению, необходимость разработки системных учебно-методических комплексов, в том числе с внедрением дистанционных образовательных технологий. По словам автора статьи, церковнославянский язык как богослужебный язык Русской Церкви нуждается в более серьезных и продуманных межпредметных связях, соотнесении с другими дисциплинами филологического, библейского, церковно-практического, церковно-исторического направлений, а также в официальном признании как предмета, достойного научного изучения. Кроме того, Л. И. Маршева рассматривает различные мероприятия Сретенского монастыря и Сретенской духовной академии, направленные на популяризацию церковнославянского языка.
Семенова Н. С. Особенности трудовых отношений в духовных учебных заведениях // Праксис. 2023. № 1 (10). С. 74–89.
В статье Н. С. Семеновой рассматриваются особенности трудовых отношений в духовных учебных заведениях. Как отмечает автор, духовные школы имеют особый правовой статус, являясь религиозными и образовательными организациями одновременно, причем статус религиозной организации первичен. В ��татье рассматриваются общие особенности ��рудовых отношений в религиозных организациях, особенности трудовых отношений в сфере высшего духовного образования, вопросы заключения трудовых договоров в религиозных организациях и организациях духовного образования, а также требования к духовным образовательным организациям как работодателям и преподавателям как работникам, в том числе в свете прохождения государственной аккредитации.
Тупикин Р. В. (митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор). Становление высшего духовного образования в Смоленской епархии: новейший период (1988–2008 гг.) // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. № 4. С. 6–18.
Статья митрополита Исидора (Тупикина) посвящена рассмотрению эволюционных процессов, происходивших в системе духовного образования в постсоветский период, на примере Смоленска как административного центра Смоленско-Калининградской епархии. Митрополит Исидор исследует практику адаптации системы духовного образования к новым условиям церковно-государственных взаимоотношений, анализирует виды и формы религиозного образования в современной России. Автор приходит к выводу, что духовное образование является важной частью образовательного поля России. Эти вопросы митрополит Исидор рассматривает на примере Смоленской духовной семинарии, которая, по его словам, первой из семинарий Русской Православной Церкви получила государственную аккредитацию.
Филиппов А. Н. Программы воспитания в православных духовных учебных заведениях России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 9–15.В статье прот. Александр Филиппов предпринимает попытку сопоставительного анализа программ воспитания в духовных школах. Методами своего исследования автор статьи называет анализ научных статей в периодических изданиях, материалов конференций, сопоставление различных подходов к организации воспитательного процесса в духовных школах, изучение сайтов образовательных организаций, анализ рабочих программ воспитания бакалавров по направлению подготовки «Теология». Автор статьи показывает, что программы воспитательной работы разных семинарий близки, поскольку содержание воспитательного процесса обусловлено ценностями православной веры, и приходит к выводу, что различия в программах воспитания потенциально являются направлениями вариатизации воспитательной работы, ее совершенствования и модернизации.духовн
Сергий (Барабанов), иером. Реорганизация высшего католического образования в конце XIX — начале XX в. как следствие идей социального католицизма // Богословский вестник. 2023. № 3 (50). С. 149–171.
Статья иером. Сергия (Барабанова) посвящена специфике католического высшего образования в период понтификата папы Льва XIII (1878–1903). Автор статьи на основании анализа энциклик Льва XIII и иностранной церковно-исторической литературы предпринимает попытку изучить влияние этого понтифика на развитие мировой системы высших духовных и светских учебных заведений. В статье рассматриваются предпосылки и стратегия образовательных реформ Льва XIII, связанные как с повсеместным подавлением традиционного религиозного образования светской антиклерикальной властью, так и с богословскими и философскими предпочтениями этого папы, а также дается список католических вузов и факультетов, открытых и утвержденных Львом XIII за время его понтификата. Иером. Сергий приходит к выводу об успешности образовательной политики Льва XIII как средства сдерживания рационализма, материализма и революционных течений. Кроме этого, автор статьи отмечает параллели между эпохой папы Льва XIII и проблемами современного российского богословского образования, призванного противостоять схожим вызовам секулярного мира и также испытывающего трудности, связанные с вопросами государственного регулирования и официального признания церковного образования.
Как можно видеть, тема духовного образования пользуется высокой популярностью у исследователей, которые прорабатывают различные ее аспекты. Значительное число исследований было посвящено истории развития духовного образования в России, причем статей по образованию в синодальную эпоху было опубликовано существенно больше, чем по образованию советского периода. Ряд статей посвящен реформе духовных школ в эпоху Александра II. Кроме того, была обнаружена одна статья, посвященная и женскому духовному образованию в синодальную эпоху.
Особенный интерес представляют публикации, посвященные вопросам современного состояния духовного образования. В частности, иер. Павел Лизгунов в своей статье пытается осмыслить опыт внедрения в Московской духовной академии факультативов как элементов специализации на бакалавриате. Прот. Николай Грошев описывает возможности для развития организационной самостоятельности учащихся духовных учебных заведений через сочетание элементов догматической и творческой образовательных сред. В. С. Блохин предлагает осмысление опыта преподавания в духовных семинариях истории Поместных Церквей. Л. И. Маршева размышляет о методических основах преподавания церковнославянского языка в высших духовных школах и о способах мотивации студентов к его изучению.
Легко заметить, что темой многих исследований стала Московская духовная академия — как ее история, так и современное состояние, которые оказались в центре внимания иер. Павла Лизгунова, иер. Иоанна Кечкина, иер. Вячеслава Масина, И. С. Рязанова, С. В. Панченко и В. А. Веретенникова. Заметной темой оказалась также история Казанской духовной академии, о которой писали свящ. Дмитрий Ларионов и диак. Андрей. Зотин.
Подготовил Александр Карасёв
Источник
Богослов.RU