Телесное истечение: от греха до природного явления
В ветхозаветных книгах повседневная жизнь регламентировалась до мелочей. Разумеется, были там и указания относительно того, что нужно считать телесным осквернением. Но как в этом случае предписывает поступать современная Православная Церковь? Статья обзорно описывает мнения святых отцов по этому вопросу.
Статья

Нередко у молодых людей, которые ведут духовную жизнь, возникает вопрос: является ли телесное осквернение – во сне или в состоянии бодрствования – грехом или нет? Можно ли причащаться, если ночью произошло истечение семени? Некоторые священники, особо не разобравшись, не разрешают человеку приступать к Святой Чаше, называя любое осквернение злодеянием, в котором нужно каяться. Но так ли все однозначно? Для этого обратимся к источнику мудрости христианства – к трудам святых отцов.

В Ветхом Завете к мужскому осквернению относились по-особенному, что видим из самого Священного Писания. Согласно книге Левит, мужчина, у которого происходило истечение семени, сам являлся нечистым, и все, чего он касался, становилось таким же. Спустя семь дней после окончания истечения семени он должен был омыть свое тело и одежду, а в восьмой день – принести священнику двух горлиц или двух молодых голубей, а иерей в свою очередь должен был принести «из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его» (см. Лев. 14:1-15). Но можно предположить из следующих строк, что до этого говорилось о блудном излиянии, так как далее читает: «Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водою все тело свое, и нечист будет до вечера; и всякая одежда и всякая кожа, на которую попадет семя, должна быть вымыта водою, и нечиста будет до вечера; если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера» (Лев. 15:16-18).

Указание Ветхого Завета об очищении мужчины после излияния семени вспоминает в своем ответе об осквернении человека или священника, бывшего из-за видения, и возможности им принятия Святых Христовых Таин, святитель Григорий Двоеслов. Святой пишет: «Ветхий Завет, как мы уже говорили раньше, объявляет такого человека нечистым и, пока он не омоется, запрещает ему до вечера входить в храм. Люди духовные принимают это правило, но, как объяснено нами, понимают его иначе. Если человек наяву оскверняется лживыми видениями, пришедшими к нему во сне, он должен омыться водой разумения, которая смоет грех помышления слезами его; пока же огонь соблазна не угаснет, пусть вина тяготеет над ним до вечера, как сказано»[1].

В церковно-литературном памятнике конца III – начала IV вв. «Дидаскалии», когда идет речь о женских месячных, кратко говорится и об истечении семени: «Но снова я говорю тебе, женщина: в продолжение семи дней твоего месячного очищения ты считаешь себя нечистой, согласно со Второзаконием, как же ты можешь быть чистой после семи дней без купели Крещения? <…> И если ты не омываешься, то ты, по твоему собственному подозрению, остаешься нечистой и бесполезное соблюдением семи дней нисколько не помогло тебе… Подумайте об этом все, наблюдающие извержение семени и разделение брачного ложа. Ибо все эти обычаи неразумны и вредны… Если ты омываешь себя после извержения семени и разделения ложа, согласно со Второзаконием, то ты обязан омыть себя и в том случае, если ты наступил на мышь и никогда не будешь чистым… Ибо, утверждая Второзаконие, ты соглашаешься с проклятием, которое лежало на нашем Спасителе и презираешь Царя Христа, дарующего благословения достойным их»[2].

У святителя Афанасия Великого есть небольшое письмо к некоему монаху Амуну, которое и является первым его правилом. В нем указывается четко, что естественное осквернение, которое произошло по природе, а не по греховным мыслям или деяниям, не является грехом: «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что греха или нечистого в каком-нибудь естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выхождение из ноздрей мокроты или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержение чрева, которое живому существу необходимо для поддержания жизни… Тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех. А когда не по нашей воле бывает какое-либо естественное извержение, тогда, по естественной необходимости, как сказали мы уже, и это терпим вместе с прочими нуждами»[3]. Здесь видно, что святой Афанасий четко показывает, что не всякое извержение семени есть грех, но является злом только в том случае, если произошло по блудной страсти.

Четвертое правило Дионисия Александрийского вопрос о телесном осквернении оставляет на суд самого человека: «Те, которым приключилось не произвольное нощное истечение, также да последуют своей совести и да испытуют самих себя, находятся ли от сего в сомнении или нет: подобно как и ο пище говорит апостол: “сомневающийся, если ест, осуждается” (Рим. 14:23). И в этом случае всякий приступающий к Богу да имеет благую совесть и благодерзновение, по собственному помышлению». В принципе, данные слова вполне схожи со словами святого Афанасия Великого.

Если мы обратимся далее к своду канонов Православной Церкви, то не найдем ничего нового по теме, но лишь повторы с некоторыми уточнениями. Двенадцатый вопрос, обращенный к святителю Тимофею Александрийскому, звучит так: «Если мирянин, имевший нечистое сновидение, вопросит священнослужителя: должен ли допустить его до причащения или нет?» На это святой дает ответ, который стал правилом: «Если подвержен вожделению жены, то не должен причаститься; если же сатана искушает его, дабы по сей причине он отчужден был общения Божественных Тайн, то должен причаститься. Ибо иначе искуситель не перестанет нападать на него в то время, когда он должен приобщиться».

Святитель Иоанн Постник в своем восьмом правиле назначает за неосознанное осквернение епитимию: «Кто во сне осквернится экризисом, лишается причастия на один день и будет считаться очищенным от нечистоты, если прочтет пятидесятый псалом и сделает сорок девять поклонов». А в следующем, девятом правиле ужесточает наказание за осквернение, совершенное человеком намеренно: «Кто в состоянии бодрствования осквернится экризисом, подлежит удалению от причастия до семи дней, причем каждый день должен прочитывать пятидесятый псалом и делать сорок девять поклонов».

Про телесное истечение пишет уже упомянутый святитель Григорий Двоеслов, но в контексте греховности и возможности причащаться: «Видения следует различать по причине, по какой входят они в душу спящего: иногда они происходят от опьянения, иногда от излишеств либо от слабости, иногда же от помышления. Видений, исходящих от природных излишеств или от слабости, бояться не следует, хотя достойно сожаления, что душа поневоле страдает от них. Когда неумеренный аппетит приводит к обжорству и вместилище пищи переполняется, душа должна чувствовать вину, но не настолько, чтобы удержать человека от принятия Святых Тайн или от участия в обедне, если того требует праздничный день или если ему нужно совершать таинство за неимением в том месте другого священника. Если же есть те, кто может совершить за него службу, он все равно не должен воздерживаться от причащения Святых Тайн, если только душа его не полна греховными образами. Я, однако, думаю, что он из стыда постарается воздержаться от причащения. Есть те, чья душа не оскверняется непристойными образами, однако следует помнить, что душа чувствует вину и не очищается даже раскаянием, поскольку если человек и не помнит, что он видел во сне, он помнит, что перед тем предавался излишествам. Если же видения во сне исходят от грешных мыслей наяву, то вина очевидна его душе, ибо он видит, откуда исходит его осквернение, когда то, о чем он думал вольно, после невольно видится ему во сне. Но следует различать, происходят ли эти мысли из внушений и побуждений или, что гораздо серьезнее, из попущения греху»[4].

Святитель Григорий не препятствует причащаться Святых Христовых Таин, если осквернился священник, а совершить богослужение может только он, а если и есть замена – все равно должен приобщиться к Телу и Крови Господней. Здесь можно предположить, что врачество души, как и верует Православная Церковь, и прощение раскаявшегося святой отец видит через приобщение к Святым Дарам.

В современных молитвословах помещается либо целое «Правило от осквернения», которое состоит из ряда молитв и тропарей, либо одна молитва святителя Василия Великого «Многомилостиве, нетленне, нескверне…». Обычно священники рекомендуют, чтобы православные христиане в случае ночного истечения семени прибегали к правилу или, если осквернение произошло не из-за греховных действий, читали хотя бы одну молитву святого Василия. Так или иначе, о том, что произошло, необходимо сказать исповедующему священнику или духовнику как человеку, который должен знать внутреннее состояние своего чада. А пастырь уже рассмотрит, греховно ли произошедшее осквернение или нет.

 

Библиографический список

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. – М.: Российское Библейское общество, 2010. – 2048 с.
  2. Афанасий Великий, свт. Творения в четырех томах. Том III. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 [Репринт]. – 524 с.
  3. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим. В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. – СПб.: Алетейя, 2003. – 368 с.
  4. Православный молитвослов. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 384 с.
  5. Прокошев П.А. Дидаскаля, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. – СПб.: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дома, 1913. – 197 с.

 

[1] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим. В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 37.

[2] Глава XXVI // Прокошев П.А. Дидаскаля, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. СПб.: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дома, 1913. С. 188-190.

[3] Послание к монаху Амуну // Афанасий Великий, свт. Творения в четырех томах. Том III. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 [Репринт]. С. 367.

[4] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 37.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9